Рейтинг Экслера: 7,7
- Режиссер:
- Алекс Гарленд
- В ролях:
- Оскар Айзек, Алисия Викандер, Донал Глисон, Соноя Мидзуно, Кори Джонсон, Клер Шелби
умную научную фантастику!
Радость кота Бублика
Отзыв кота Бублика с латинской прошивкой
Талантливый программист Калеб (Донал Глисон) работает в крупной интернет-компании, развивающей самый популярный в мире поисковый механизм "Голубая книга". Компания принадлежит миллиардеру Нэйтану (Оскар Айзек). Нэйтан был обычным "ботаником", увлекался компьютерами и в тринадцать лет разработал поисковик, который впоследствии принес ему миллиарды. После этого Нэйтан занялся созданием искусственного интеллекта.
Среди сотрудников компании Нэйтана проводится лотерея: победитель лотереи получит право провести неделю в особняке Нэйтана, где ему будет поручено очень ответственное дело.
Калеб выигрывает в лотерею, и его на вертолете доставляют в особняк Нэйтана, который расположен в горах в большом удалении от каких-то центров цивилизации.
Нэйтан радушно принимает Калеба и объясняет, в чем будет состоять его работа. Дело в том, что Нэйтан создал робота, обладающего искусственным интеллектом. Робот имеет образ девушки по имени Ава (Алисия Викандер), а задача Калеба - провести так называемый тест Тьюринга, который должен доказать, что Ава обладает интеллектом.
Вообще, в тесте Тьюринга испытатель не должен знать, что он общается с роботом, машиной, однако Нэйтан считает, что, когда Калеб точно знает, что он общается с роботом, результаты теста будут еще интереснее.
Калеб общается с Авой, которая действительно обнаруживает все признаки развитого интеллекта, и между ними развивается взаимная симпатия.
Однако чем дальше, тем больше Калеб понимает, что Нэйтан многое недоговаривает и в действительности его роль совсем не такая, как утверждает Нэйтан.
***
По русскому прокатному названию сразу было понятно, что наши дистрибуторы, как обычно, прогнали какую-то пургу. Впрочем, на этот раз они даже напряглись и термин "ex machina" загнали в переводчик "Гугла", который им сообщил, что в переводе с латыни это означает "из машины". Ну, из машины, так из машины - радостно решили дистрибуторы, после чего так фильм и назвали.
Между тем достаточно было потратить пару секунд и правильно составить поисковый запрос, чтобы выяснить, откуда взялось это название.
Полностью это выражение на латыни звучит как "Deus ex machina", что дословно переводится как "Бог из машины". Однако это идиома, означающая неожиданную счастливую развязку сложной ситуации - например, с привлечением высших сил. Идиома пошла из античного театра (и изначально была на греческом - ἀπὸ μηχανῆς θεός), где в спектаклях главный герой обретал неожиданное спасение, причем "бога" на сцену спускали с помощью специального механизма - mechane.
Таким образом, на русский это название следовало бы перевести как "Чудесное спасение" или что-то в этом роде. Но не "из машины", что звучит совершенно бредово. Оставили бы тогда фразу на латыни, уж если хочется извращаться.
Однако к оригинальному названию картины у нас с Бубликом также есть вопросы. Потому что никакого чудесного спасения в фильме нет. И даже если кому-то из фильма и удалось спастись (повезло, скажем прямо, далеко не всем), то вовсе не с помощью вмешательства божественных сил.
Ну и почему фильму дано такое название, я не понял. Нет у меня пока разумных предположений. Впрочем, там одна папка на компьютере Нэйтана называется "Deus ex machina" и Нэйтан как-то говорит о том, что только Бог может создать новую жизнь - может быть, поэтому фильму дано такое название. (Ну и в паре эпизодов на стене дома видны греческие маски из античного театра.)
Впрочем, давайте уже о впечатлениях - бог с ним, с названием. Впечатления самые что ни на есть положительные, фильм очень понравился. Видите ли, я обычно не очень хорошо воспринимаю то, что в современном (особенно американском) кино называется научной фантастикой. Потому что по мне все эти "супернаучные" суперблокбастеры вроде "Гравитации" и "Интерстеллара" - просто какая-то псевдонаучная пурга, построенная на самых что ни на есть заезженных голливудских шаблонах.
А "Ex machina" - нет, он не такой. С научно-компьютерной достоверностью тут все в порядке, а сюжет - умный и совсем не примитивный. Впрочем, это и не Голливуд, а Великобритания. Причем у сценариста Алекса Гарланда это первый режиссерский опыт, что по фильму, как ни странно, незаметно совершенно: картина поставлена мастерски.
Тут никаких тебе сопливых "ах, он полюбил операционную систему" и прочей пурги, рассчитанной на чувствительных школьниц. И даже когда кажется, что сейчас начнется слезливая любoff между Калебом и Авой, - нет, там все развивается намного умнее и намного интереснее.
Оскар Айзек в роли Нэйтана - просто блеск! Первый раз я его заметил в отличном фильме Коэнов "Внутри Льюина Дэвиса", где он сыграл главную роль. Здесь - совершенно другой персонаж. Миллиардер, гений, эгоист и эгоцентрик, алкаш и спортсмен. Вот такой вот крутой коктейль.
И у Айзека Нэйтан получился крайне интересным персонажем. С одной стороны, он весь из себя такой рубаха-парень: как бы очень старается, чтобы они с Калебом подружились и их отношения не строились по схеме "работодатель - подчиненный", но с другой - во взгляде Нэйтана временами просвечивает что-то жутковатое, и ты понимаешь, что парень - очень и очень непрост и что, скорее всего, он - конкретный манипулятор, причем манипулирует людьми в сомнительных целях.
Мне очень понравилось, как Оскар сыграл Нэйтана, - просто замечательно! И с самим типажом сходство - на все сто: я встречал нескольких компьютерных гениев-миллионеров - они вот примерно так, бывает, и выглядят.
Донал Глисон (сын прекрасного актера Брендана Глисона) - тоже актер очень хороший. Причем, несмотря на не слишком выдающуюся внешность - эдакий скромный ирландский паренек, - актер очень разноплановый. Сравните, например, тихого клавишника из "Фрэнка" и серийного убийцу Фредди из "Голгофы" (где, кстати, главную роль сыграл Брендан Глисон).
Здесь Донал тоже очень и очень хорош. Застенчивый программист, которого Нэйтан и его странный дом очень пугают и который изо всех сил старается понравиться миллиардеру, но при этом Калеб обладает неким внутренним стержнем, который не дает ему прогнуться под воздействием обстоятельств и позволить Нэйтану собой манипулировать.
Что интересно, в некоторых эпизодах он мимикой несколько напоминал Мартина Фримена, хотя в других фильмах я этого за Доналом не замечал.
Здорово сыграл, тоже очень понравился.
Алисия Викандер (Габи из "Агентов А.Н.К.Л.") изобразила здесь робота с искусственным интеллектом. Причем ее персонаж еще и был очень интересен с точки зрения спецэффектов: Ава Нэйтаном намеренно была сделана так, что она не имитировала обычную женщину. Наоборот, она выглядела именно как робот, только вела себя, как человек. Это и сыграно было здорово, и нарисовано совершенно замечательно.
Ну и отдельное спасибо за жизнеутверждающий финал: если бы Ава с Калебом взялись за руки и побежали в голубую даль - я бы запустил в телевизор котом Бубликом, потому что задрали уже эти голубые дали. Но фильм делали британцы, поэтому с финалом тут все в порядке.
В общем, классный фильм, который мне очень понравился. Вроде все действие-то происходит буквально в четырех-пяти комнатах, а смотрится захватывающе и интересно. Плюс - оставляет очень хорошее послевкусие. Меня даже тянет его пересмотреть, хотя картина остросюжетная и я этот сюжет уже знаю. Но я бы пересмотрел даже только из-за Айзека - уж больно он тут хорош. И не только он.
Так что рекомендую тем, кто любит интересные психологические драмы и хорошую актерскую игру. А Алексу Гарланду скажем: Алекс, снимай исчо!
P.S. А дом Нэйтана снимался в отеле "Джувет Лэндскейп" в Валлдале, Норвегия.
***
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4+ |
захватывающе и умно
да
Фильм больше не понравился чем понравился, уж точно пересматривать или комуто советовать его смотреть не стану.
Дальше спойлеры.
По мне так идея о том что присутствие интелекта у Авы доказывается ее желанием убежать взято из " Призрака в доспехах" , там программа кукловод она же проект 2501 тоже хотела выбратся из 6-го оттдела где была создана ( только в"Призраке" программа с начала себя осознала затем захотела выбраться и много еще чего)
Гений Нейтон как было уже замечено в основном бухает, качает мышцы, растит бороду и потрахивает баб-киборгов, когда он успевает что либо еще непонятно.
Вроде он очень следит за безопасностью , да вот только пропуск отобрать оказалось легче легого...может надо было придумать еще какието степени безопасности. Да еще он вроде весьтакой качек а зарезали его как тортик с кремом. В это время Рыжий Калеб даже не подумал выглянуть в коридорчик дабы посмотреть что там твориться а вроде там было шумно...он смиренно ждал прихода Авы и ее сентенции. Ну да ладно может эточистомои вкусовые придирки...
Еще момент из фильма который не совсем понятен: Нейтон показывает Калебу его комнату и замечает что тот взволнован якобы изза отсуствия окон. И потом сам же говорит " Видишь ли тут столько оптоволокна что можно заарканить луну" , намекая на секретность, и я вот думаю что если бы даже окна были и выходили они на лес что-бы с секретностью произошло?
Ну про иные размышления о интелектах и их отсуствии видали мы размышления и поинтересней, в том же "Призраке в доспехах" например.
Вобщем фильм слабоват , и много в нем логических несостыковок...
P.S Больше всего жалко Японочку, у нее вроде с интелектом все в поряде но разговаривать ей недали... конечно она кого угодно укокошит....
Так, всё-таки, если я правильно понял фильм - она сказала это предложение утвердительно?
P.S.: Ан нет, ответили на той ветке (я про Реальную любовь)
А что сюда заходить? Уже все сказано - кто захочет, посмотрит и составит свое мнение.
Когда она уходила, она сказала:"Ты останешься здесь". И переводчик это произнёс как вопросительное предложение. А вроде слышно было "ю а стэй хиэ" - будто утверждение... ведь при вопросе вроде как "ду ю стэй хиэ".
Пордон, английский - не моё.
И гуманоидная форма - это всего лишь дань традициям. В этом обмылке НФ, который тут обсуждается, гуманоидная форма притянута за уши - чтобы вызвать ассоциации с живой женщиной и соответственно дать ей хоть какое-то обоснование для действий.
С позиции НФ этот фильм рассматривать просто смешно. Это не Кларк, не Азимов, не Дик, не Гибсон, которые, пусть и наивно, пытались как-то предугадать, каким будет ИИ. Это просто старая история, на которую довольно топорно напялили новую шкуру (я не о технической стороне, тут как раз все в порядке). И вот что забавно, прогресс неукротимо движется вперед, технологии развиваются, казалось бы, любящие пылесосы со свободой воли должны утратить актуальность, как крылатые лошади, о которых мечтали древнии греки или палеокосмонавты-ацтеки, которых искали в 60-х годах прошлого века. А вот поди ж. Струнная теория любви, соединяющей черную дыру и шкаф - глупая побасенка; баба-яга в ступе с помелом - фольклорный элемент; но компьютер со свободой воли - важная актуальная проблема, заставляющая задуматься.
Самая настоящая научная фантастика. В нём есть научная идея о создании искуственного интеллекта и размышления на эту тему. Причём тут не сводится всё к семейным ценностям и чудесным спасениям из-за стенного шкафа, тут всё строго во имя этой идеи. Я вот наоборот сомневаюсь, является ли "Интерстеллар" научной фантастикой в полном смысле слова. Мне кажется, Кип Торн пошёл на слишком большие уступки Нолану, чтобы сняли фильм по его задумкам.
А Ex Machina отличный фильм, но после "Чёрного зеркала" смотрится как затянутая серия этого сериала. Думал, что снимали именно авторы "зеркала", но вроде нет.
Это как раз не может быть претензией. Искусственно созданный интеллект не может знать(если это в него не вложили создатели), как на самом деле выглядит поход в туалет. Если в него заложено, что поход в туалет - это вынуть и выкинуть мешок с целой пищей(ну Азимов, да - просто такой вариант пришел в голову первым 😄 ), то он так и будет считать, пока в процессе обучения не определит разницу.
Тоже малобюждетное и при этом любопытное. Вообще эти три фильма с разной степенью крутости в последнее время получились интересны в плане фантастики - Ex machina, Ошибка времени и "Патруль времени" (который Predestination)
Надо быть наивным идиотом, чтобы не понимать, что от красивой выдумки Азимова до конкретной реализации еще очень далеко, да и не факт, что это осуществимо. Критерий пользы/вреда - понятие очень относительное. Тот же Шекли адекватно ответил рассказом "Страж-птица".
Кстати, в ней невозбранно используется его фамилия 😄
i.imgur.com/nRwp9zU.png
Помнится, во времена BBS простейших Psys-ов за людей в чате принимали 😉
Это, кстати, реально. В свое время общался с одним нашим миллионером, создателем известной и на др. полушарии софтверной фирмы. Так трезвым я его не видел никогда. А мой товарищ, который знал его еще до по стройотряду, легенды/байки про его алкоподвиги рассказывал.
Да и ваш покорный слуга ни разу не трезвенник 😄 Как-то работаем...
Вы даже не представляете, насколько мы, алкаши, работоспособны!
А тут какие вопросы остались? Никаких. Как раз все разжевано до последней капли. Можешь хотя бы пару нераскрытых вопросов напомнить?
Тоже девушка-андроид, тоже восстание машин, тоже снят в Великобритании и тоже дебют для режиссера! 😄 Сам собираюсь смотреть. На Кинопоиске всего одна отрицательная рецензия, и главную актрису (Кейти Лотц) все дружно хвалят.
Алекс, а этот фильм не видел? www.kinopoisk.ru/film/688639/
Тоже девушка-андроид, тоже восстание машин, тоже снят в Великобритании и тоже дебют для режиссера! Сам собираюсь смотреть. На Кинопоиске всего одна отрицательная рецензия, и главную актрису (Кейти Лотц) все дружно хвалят.
Не, не видел. Надо будет глянуть.
Я надеялся на какой-то финт ушами. Типа того, что Калеб - сам робот (то-то он себе руку начал резать), и тест проводится над ним. Или что и Нэйтон является роботом, и что роботы давно вытеснили людей, но не осознают этого. Да, это тоже было у Лема, но для кино идея не затасканая. Но все завершилось очень стандартно.
А Калеб оказался таким дураком. Услушав фразу: "Ты останешься здесь", не понял, что дело пахнет керосином, и не предпринял никаких действий, а просто пялился на принаряжающегося робота.
"Бегущий по лезвию" же!
Вообще в английском слово "машина" пишется как Machine.
Вот посмотришь - через год Ексмашину будет помнить только Кинопоиск 😄
И называть это фуфло НФ - значит не видеть нормальной НФ вообще. Вы еще "Франкенштейна" НФ назовите, блин.
И называть это фуфло НФ - значит не видеть нормальной НФ вообще. Вы еще "Франкинштейна" НФ назовите, блин.
Во, уроки закончились, поклонники пафосного нолановского говна набежали.. Сча они нам всё расскажут про "Нармальную фонтазтегу!!!11"
ФранкИнштейн, май эсс..
Тебя вообще то про кино спрашивают. Ты же утверждаешь, что знаешь что такое
Вот и приведи хоть пяток примеров.
А то обосрал отличное кино без единого аргумента и думает, что это с рук ему сойдёт))
И называть это фуфло НФ - значит не видеть нормальной НФ вообще. Вы еще "Франкенштейна" НФ назовите, блин.
Ты чо такой напряженный?
1. Ex machina = Deus ex machina = бог из машины = неожиданный финал (а не только чудесное спасение)
2. Ex machina (лат) = from machine = то, что выросло из машины
3. Ex machina (англ) = бывшая машина ... вот этот смысл потерялся
А фильм действительно ОЧЕНЬ хороший. Моя оценка - 8/10.
от каких-либо, всё-таки 😄
Алисия - хороша, Глисон - отлично сыграл, бородача хотелось прибить периодически. Хороший фильм.
Ну вообще-то умные машины и три закона очень даже обошли, не нарушив. 😄
например если говорить словами прости господи "оттенков серого" (но почему нет?) - какое-нибудь стоп-слово и т.п.?
имхо, это самый большой ляп фильма, после которого трудно воспринимать что-то серьезно, нивелирует.
например если говорить словами прости господи "оттенков серого" (но почему нет?) - какое-нибудь стоп-слово и т.п.?
Ну да, поэтому Нейтан смешно гантелей отбивался - хоть бы электрошокер какой в хозяйстве заимел не говоря уж об огнестреле.
например если говорить словами прости господи "оттенков серого" (но почему нет?) - какое-нибудь стоп-слово и т.п.?
"Столь умный программист" в общем то хотел доказать, что он равен господу б-гу. Видимо, стоп-слово с божьим творением не очень вязалось. Ну, доказал, чо..
АААААА. Понятно. Значит это я недопонял.
Спасибо.
Из логических нестыковок (СПОЙЛЕР!!!):
Насколько я понял Калеб поменял код управления дверями, и при отключении электроэнергии двери открываются. В конце фильма электроэнергия везде отключена, но Калеб не может выйти - дверь наглухо закрыта!
Визуальный ряд - просто великолепен, "плюсов" не хватит.
Игра актёров - отличная! Восстань Станиславский из могилы, сказал бы - "Верю!"
Далее - СПОЙЛЕР!
А вот сценарий - как-то не очень. Или что-то вырезали, или что-то не досняли, но для меня в нём явные лакуны. Всё-таки от фильма, претендующего быть "твёрдой НФ", ждёшь более внятной мотивировки действий персонажей. Самое непонятное - действия Авы. Борода заходил к ней постоянно, почему бы не убить его и не уйти с его ключом? Сперва я подумал, что у робота прошит "первый закон" на убийство создателя. Поэтому и пришлось долго охмурять подопытного, чтобы добраться до китаянки и "уговорить" её заколоть Нейтана. Увы, через минуту Ава уже сама продолжила потрошить программиста...
Несколько раз сталкивался с тем, что подразумевается "Deus ex machina" = искуственный интеллект.
Причем это сопоставление может использоваться в разных смысловых оттенках.
Тоже встречал. Видимо, авторы это и имели в виду.
===
А "бог из машины"="счастливый исход" - это, скорее, ВВП на встречах с народом. Хотя, точнее, "из ящика" 😄
Ага, спасибо, посмотрю.
Как вы правильно сказали, конечно, это отсылка к расхожему выражению. В части машины, между прочим, вариант толкования "счастливый исход" вполне логичен. Но я вижу и другой смысл: если скалькировать, получится что-то вроде "экс-машина", т.е. "бывшая машина", т.е. была машина, а стала... Ну или как вариант - был же такой фильм "Моя супер-бывшая" (My super ex-girlfriend) - "моя бывшая - машина". Звучит корявенько, но как подстрочник для раскрытия смысла - вполне.
Во, мне тоже так показалось. Хороший фильм, но местами похоже на сериал, где вроде что-то происходит, но мало сути да дела.
эх, а какой там был зажигательный танец!
Точно 😉
А немая азиатка вообще идеальная женщина 😄
Так и я на стороне Нэйтана 😉
Финал у фильма не хеппи энд, конечно, но мотивация не у всех "персонажей" понятна...
В русском есть устойчивое выражение аналогичное "богу из машины" - "Рояль в кустах" 😄
Alex Exler: на русский это название следовало бы перевести как "Чудесное спасение"
В русском есть устойчивое выражение аналогичное "богу из машины" - "Рояль в кустах"
Не, совсем другой смысл 😉