Рейтинг Экслера: 7,7
- Режиссер:
- Льюис Арнольд
- В ролях:
- Дэвид Теннант, Дэниэл Мейс, Джейсон Уоткинс, Рон Кук, Бэрри Уорд, Фэй МакКивер, Док Браун, Брона Во, Джей Симпсон, Алекс Бхат
Отзыв кота Бублика
Я здесь, чтобы тебя понять, потому что закон может понять только виновен ты или нет.
Фраза журналиста Мастерса в фильме, сказанная убийце Деннису Нильсену
Великобритания, Лондон, 1983 год. Полицейского детектива старшего инспектора Питера Джея (Дэниэл Мейс) вызывают в один из домов Масуэл-Хилла - там сантехник, приехавший на засор канализации, обнаружил в трубе кости, очень похожие на человеческие.
Подозрение сразу падает на жильца с верхнего этажа - скромного государственного служащего центра занятости некоего Денниса Нильсена (Дэвид Теннант). Старший инспектор Питер Джей и его напарник детектив Стив МакКаскер (Бэрри Уорд) дожидаются Денниса с работы, заходят к нему в квартиру, и Джей, почувствовав характерный запах разлагающейся плоти, сразу в лоб спрашивает Денниса, где остальные останки тела. "В шкафу", - не моргнув глазом, отвечает Нильсен.
Его, конечно же, немедленно арестовывают и препровождают в камеру предварительного заключения. Джей начинает допросы Денниса - тот просит называть его Дес - и выясняет, что Нильсен готов сотрудничать со следствием, да и вообще - он очень мил и умеет располагать к себе.
Дес рассказал, что в течение последних двенадцати лет он убил и расчленил пятнадцать человек. Имена большинства своих жертв он не помнит. В основном это были всякие маргиналы: гомосексуалисты, наркоманы, трансвеститы и бездомные. Нильсен заманивал этих людей в свою квартиру, выпивал с ними, убивал достаточно быстро и по возможности безболезненно, после чего играл с трупами в извращенные игры: насиловал их, смотрел с ними телевизор, спал с ними. Когда тело начинало разлагаться, Дес так или иначе избавлялся от него: расчленял труп, останки клал в мусорки, закапывал и так далее.
И полиция, и журналисты поняли, что они имеют дело с одним из самых крупных серийных убийц Англии: СМИ активно пишут о Нильсене и об убийствах, на Джея и его помощников давит начальство, требуя как можно скорее определить всех убитых и довести дело до суда.
Делом Деса очень заинтересовался журналист и писатель Брайан Мастерс (Джейсон Уоткинс), который прочитал о нем в газетах. Он хочет попытаться понять, как такой вроде с виду самый обычный человек становится способным не просто на убийство, а на многочисленные убийства. И почему обычные люди вроде него самого живут обычной жизнью, а такие люди, как Дес, имеют тщательно скрываемую темную сторону жизни.
Нильсен не возражает против разговора с Брайаном, и тот начинает посещать Деса в тюрьме: он интервьюирует преступника и собирает таким образом материалы для своей новой книги.
***
Этот сериал поставлен по реальным событиям. Действительно, в 1983 году полиция арестовала некоего Денниса Нильсена по обвинению в убийстве. Нильсен сотрудничал со следствием и признался в убийстве пятнадцати человек. Журналист Брайан Мастерс, прочитавший о Нильсене в газетах, несколько раз встречался с Десом и в конце концов выпустил о нем и этой истории книгу, которую он назвал "Убийство ради компании". На основании этой книги и был написан сценарий сериала "Дес".
Основной движущей силой данного сериала был Льюис Арнольд, который в свое время был одним из постановщиков хорошего сериала "Отбросы" (Misfits). В данном сериале он является продюсером, одним из сценаристов и стал режиссером всех трех серий.
Жанр сериала - психологическая драма. Как и Брайан Мастерс в своей книге, создатели сериала исследуют природу иррациональности зла и пытаются понять, каким образом вот такой достаточно мягкий в общении, симпатичный и располагающий к себе человек, как Деннис Нильсен, мог стать монстром, убившим и расчленившим полтора десятка людей. И почему в нем ничто не выдавало вот это черное нутро?!!
Задача перед постановщиком Льюисом Арнольдом стояла достаточно сложная. Книга же недаром называлась "Милый убийца": Дэвиду Теннанту нужно было показать действительно обаятельного человека. При этом никак нельзя было допустить, чтобы персонаж Теннанта вызывал сочувствие, потому что этот человек был абсолютным злом. Он не имел никаких причин убивать этих людей, большинство которых были несчастными сами по себе. Он это делал ради своего извращенного удовольствия.
И он в этом, в общем-то, не раскаивался. Когда его и детектив, и журналист спрашивали, почему он это делал, Дес отвечал, что толком не может ответить на данный вопрос, потому что он сам этого не знает. Ну, делал и делал, так оно получилось.
Когда смотришь, как Дес откровенничает со следствием, своими руками давая им хороший материал для суда над ним, то не очень понимаешь, а к чему он, собственно, это все ведет? Ведь он не похож на раскаявшегося преступника, желающего справедливого наказания. А тогда зачем? Однако когда дело доходит до суда, то там все тоже очень интересно и присутствуют неожиданные повороты событий (тем более что это не просто выдуманный сюжет, а примерно так на суде все и происходило), ну и при этом очень интересно наблюдать за работой защиты обвиняемого.
Дэвид Теннант блестяще сыграл Деса! Собственно, я этот сериал прежде всего решил посмотреть из-за него и об этом ни разу не пожалел. Дэвид любую роль играет отлично, персонажи у него очень разные, и здесь получился еще один очень яркий, причем совершенно новый персонаж: обаятельный убийца. Причем в сериале так и не раскрыли природу зла в его душе - собственно, как ее не раскрыли тогда, в восьмидесятых, когда это все подробно пытались исследовать.
И Теннант показал такого Деса - человека, которого невозможно разгадать. Он вроде бы открытый, он сотрудничает со следствием, однако с ним все не так просто, а точнее, довольно сложно, и очень интересно смотреть за тем, как он ведет свою собственную игру.
Второй очень интересный персонаж - это журналист Брайан Мастерс, в котором писатель Брайан Мастерс вывел самого себя. Мастерсу очень интересен Нильсен, он тоже изо всех сил пытается понять, что это за человек и что у него внутри, но и он не может докопаться до сути: при всей кажущейся открытости Дес - человек очень загадочный.
Старшего инспектора Джея, расследующего это дело, сыграл Дэниэл Мейс, который, кстати, играл с Дэвидом Теннантом в сериале "Благие знамения", но, впрочем, у Мейса там была совсем маленькая роль. Здесь он мне не понравился, но как-то вот чисто субъективно. Сыграл вроде бы нормально, но, на мой взгляд, в этой роли значительно лучше бы смотрелся Бэрри Уорд, который сыграл его напарника. Не знаю, что мне не понравилось в Мейсе, не могу толком описать. Мне показалось, что актер не попал в этот типаж.
Это мини-сериал, в нем всего три серии по 45 минут. Фактически это мог быть фильм, идущий 2 часа 15 минут. Расследования как такового здесь практически нет - Дес сам выдает факты полиции, они только встречаются с потерпевшими, которым посчастливилось спастись, - никакие шокирующие подробности здесь не демонстрируются (хотя о них рассказывается), так что это такая разговорная психологическая драма с финальным судебным разбирательством. Из подобного рода драм сразу вспоминается "Охотник за разумом", где двое следователей ФБР проводят интервью с серийными убийцами в те времена, когда самого словосочетания "серийный убийца" еще не существовало.
Очень хороший сериал, посмотрел с большим удовольствием: отличная роль Теннанта, хорошая роль Уоткинса и неплохая роль Мейса. Хорошо поставлено, смотрится очень увлекательно. Для любителей достойных психологических драм - не пропустите этот сериал!
P. S. Ну и, конечно, несколько реальных фотографий Нильсена. (Он умер в 2018 году, не дождавшись выхода сериала. Интересно, понравился бы ему сериальный Нильсен или нет?)
Нильсен во время проведения следственных действий.
Съемка при аресте.
Беседа на допросе.
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
хорошая психологическая драма
решайте сами
Если гипотетического маньяка отловить еще до того, как он совершил первое преступление и отправить на длительную психотерапию, то есть хороший шанс, что он не станет убивать.
Нет какого-то глубинного скрытого смысла во всем этом.
Здесь милый, а зло такое же. И тот и другой побочка каких-то процессов в обществе.
Тут есть отзыв про вероятности для каждого человека, мне кажется, скорее не вероятности а то, что каждый перерабатывает происходящее с ним по-своему. Уровень развития же - это не только учебные степени, но и развитие моральных сил. Не научили, сломали и т.п. = реакция может быть разной
Также есть на удивление хороший проект "Преступник" от Нетфликс, обычно на сайтах он выложен как один сериал, но на Кинопоиске разделено по странам...
Так вот, в британской истории тоже Теннант и он прекрасен, как и везде.)
Сериал интересен тем, что там команда за стеклом наблюдает за допросом и в зависимости от этого посылают к допрашиваемому то хорошего, то плохого следователя, очень здорово!
Преступник.Испания - самый слабый из этой серии, а вот германский и британский - великолепные.
Теннант мощА!
Рискуете, Алекс! С огнём играете!
Не согласуете падежи.
Если вселенная сугубо материальна, то добра и зла в ней нет.
А значит ожидание любого поступка со стороны любой особи носит вероятностный характер.
Почему этот человек совершил поступок Х? (где Х - что угодно. Поел, написал книгу, поднял руку, спас человек ценой своей жизни, убил 15 человек, пошел весной на подледную рыбалку и утонул вместе с машиной...).
Конечно, кошка не напишет книгу, но может в пределах комбинации своих возможностей делать не только среднестатистические вещи, но и весьма странные поступки.
Исследование странного как бы исходит из того, что по умолчанию человек не должен совершать такого, но вдруг (!) совершил. Странно, как бы думают исследователи. Мы же все стандартные модели, созданные на конвейере, и вдруг вот такие эксцессы.
Почему же зло существует? Убивают, насилуют, берут взятки, воруют, ходят налево, смешивают виски с колой.
Так может быть это недоумение просто показывает неверное понимание сути человека?
1) Новорожденный - человек, но разума в нем нет. Как и у некоторых больных слабоумием. Или лежащих в коме. Или спящих, наконец.
2) Разум есть не только у людей, но и у животных. Как у них с моралью и понятиями добро/зло - загадка.
3) Некоторые поступки (добить раненого, эвтаназия) можно считать злом, а можно - добром.
И при условии мёртвой материи, как основы Вселенной, все точки зрения равноправны. Просто одни в итоге побеждают, а другие проигрывают. Возможно, временно.
В статье сказано "создатели сериала исследуют природу иррациональности зла". Сериал я не смотрел ещё, но и без него вокруг люди часто философствуют на такие темы, и явно видно, что они уже при такой формулировке имеют спорную точку отсчёта.
Почитайте про бихевиоризм и социальное поведение животных, про пользу всяческих уродов (и моральных тоже).
hint: У социальных животных норма — альтруизм, но отклонения просто необходимы для выживания большой популяции
PS Никак не могу понять, какую Великую военную тайну хотят узнать многие зрители подобных фильмов. Как же это маньяк дошел до такого. Да до чего он дошел? Ну нравится ему это, а социальные ограничители занижены. Тут хотя бы действительно перверзии настоящие присутствуют, а у Собчак-маньяка вообще поведение практически нормальное, так, скромно реализованные стандартные сексуальные фантазии. Даже не убил никого и не замучил.
PPS Разумеется, никакой жалости я ни к тому, ни к другому не испытываю и дал бы обоим пожизненное. Но что здесь можно найти непонятного или таинственного?
Ваш вопрос я понимаю так - зачем везде по городу расставлять знаки, один раз выучил их - и всё, вспоминай потом нужный, когда едешь по городу. Для меня такие фильмы - как предупреждающие знаки, как уведомления в телефоне - о том, что мы живём в мире хищников, как и сотни-тысячи лет назад. Помнишь сам, предупреждаешь близких, учишь бдительности и осторожности сына и дочь, показываешь им такие фильмы.
Вот смотрел вчера на убитых девочек с Кузбасса, которым лысый незнакомец покупает сладости, как потом они, улыбаясь, вместе уходят из магазина, и сразу возник страх за своих. И тут же понимаю, что мои дети никогда так не сделают, потому что много раз это учили и проходили, обыгрывали разные вариации, видели фильмы. Да ещё и потому, что сладостей и всего остального дома много, и карманные деньги у них всегда есть. Ещё учил приёмам самообороны, важности уклоняться и убегать, не считая это постыдным.
Алекс, опечатка "так что это такой разговорная психологическая драма с финальным судебным разбирательством" "Такая" все же должно быть
Оффтоп: А вы "Никто" от Найшуллера смотреть планируете?