Секреты нормального сна

11.02.2025 18946   Комментарии (176)

Наверное, нет смысла кого-то убеждать в том, что нормальный сон - основа практически всего: здоровья, хорошего самочувствия, хорошего настроения, работоспособности и так далее. Нет, конечно, все перечисленное зависит и от других факторов, но многие люди знают, что после плохой ночи с беспокойным и недолгим сном - состояние очень так себе, настроение - ниже плинтуса, да и работоспособность - хуже некуда.

И наоборот - стоит только хорошо выспаться, как сразу и солнышко ярче светит, и на душе котики мурлычут, а уж работоспособность такая, что только железным усилием воли можно побороть в себе желание переделать все дела, намеченные на неделю.

К сожалению, как показывают исследования, очень небольшой процент людей не имеет вообще никаких проблем со сном. Как минимум половина людей в возрасте от 30 лет в течение года периодически сталкивается с нарушениями сна, треть людей имеют регулярные проблемы со сном, и у каждого десятого проблемы со сном носят хронический характер.

Понятно, что на сон как таковой влияют очень многие факторы, изменить которые человек не в состоянии: проблемы на работе, проблемы в личной жизни, социальные потрясения, негодяйские соседи - и так далее, и тому подобное.

Но есть и другие факторы, на которые человек может влиять напрямую, и специалисты это все постоянно повторяют: не ешьте "тяжелую" для переваривания еду за ужином, избегайте употребления напитков с кофеином во второй половине дня, хорошо проветривайте спальню, старайтесь ложиться спать в одно и то же время, перед сном не читайте, не смотрите и не слушайте ничего, что может возбуждать нервную систему, вечером используйте свет теплых тонов, не делайте упражнений перед сном, ну и самое главное - никогда не ешьте на ночь маринованных огурчиков, никогда!

Однако даже при выполнении этих стандартных рекомендаций можно иметь всякие проблемы со сном, что лично я и подтверждаю, как человек, которому эти проблемы периодически приходится решать, причем чем дальше, тем больше, потому что проблемы становятся все серьезнее и серьезнее.

В их решении мне помогали и помогают различные техники, часть из которых являются общеизвестными, а на что-то я в итоге натолкнулся сам в процессе поисков решения.

Я это все немало обсуждал со своими друзьями и знакомыми, имеющими аналогичные проблемы, и они говорили, что им что-то из того, что использую я, вполне подошло, и это помогло заметно улучшить качество сна.

Ну вот и давайте в данной статье поговорим о том, что я использую для того, чтобы улучшить качество сна - возможно, это кому-то пригодится.

Аксессуары

Два аксессуара, которые - по крайней мере, в моем случае и в случае многих моих друзей и знакомых - абсолютно необходимы для полноценного сна - это маска на лицо и затычки для ушей (беруши).

Маска - прежде всего, защищает от света. Если вы спите не в комнате, где окна наглухо закрыты плотными шторами (а как же свежий воздух), то утром вас может будить свет, попадающий в комнату. Меня, например, этот свет будит. И если зимой это никак не проблема, потому что я просыпаюсь еще до рассвета, то летом, когда рассветает в 4 утра - это еще какая проблема.

Одно время я пытался с этим бороться плотно закрытыми шторами. Но плотно закрытые шторы - это отсутствие свежего воздуха. А я даже в Москве привык спать с открытым окном, чтобы не терять ни грамма из увесистой доли выхлопных газов, которыми столица активно насыщает свою атмосферу. А уж в Испании на побережье - тут окна просто никогда не закрываются, потому что этим чудесным морским воздухом все никак не можешь надышаться так, чтобы организму это надоело.

Поэтому мой выбор совершенно однозначен: пускай лучше в спальне будет светло, но воздух будет свежий, чем темно и воздух будет спертый. Ну да, мы, человеческие организмы, поглощаем кислород и выделяем углекислый газ - нам это свойственно, так природа устроила. А вот дышать этим углекислым газом и снова превращать его в кислород - у нас никак не получается, увы.

Так что я - за свежий воздух. Потому что против света, мешающего спать - есть маска для сна. И уж маска, если она изготовлена не из картона, совершенно точно никаких проблем для сна не создает. И привыкать к ней особо не надо. Единственное - маска не должна быть простой тряпочкой: у меня первая маска была такая, и она малоэффективная. Есть такие шелковые маски для сна, у которых внутренняя поверхность совершенно плоская. На лице эта маска ощущается приятно, но через нее проникает свет, а это плохо.

Идеальный вариант - 3D-маска из мягкого и нераздражающего материала (впрочем, я думаю, что вязаную шерстяную маску для сна даже китайцы не додумаются сделать), имеющая изгиб для носа или углубление для глаз, типа вот такой. (Никакие ссылки на конкретные модели я в статье приводить не буду, она не для того: на рынке огромное количество самых разнообразных предложений). 

Или типа вот такой (я как раз похожую и использую).

Также очень важно, чтобы у маски регулировалась плотность прилегания к голове, и чтобы выставленная длина сохранялась.

Хорошая мягкая маска не будет вам мешать спать на боку, в ней совершенно необязательно спать только на спине.

Также необязательно сразу ложиться спать в маске, особенно если речь идет о ночном сне. Я, например, ложусь спать без маски, а надеваю ее, когда просыпаюсь утром (я все равно ночью просыпаюсь один-два раза - и это считается нормальным), даже если еще темно.

Затычки для ушей (беруши) - как по мне, это совершенно необходимый аксессуар, и у меня жизнь в буквальном смысле слова разделилась на период, когда я еще не использовал затыки, и когда начал их использовать. 

В юности, когда мне приходилось спать в шумном окружении, я несколько раз пытался использовать затычки. Но, полежав в них какое-то время и послушав стук моего обливающегося кровью сердца (собственно, для любого сердца - это совершенно нормальное рабочее состояние), я эти затычки вытаскивал, потому что считал, что заснуть с ними не смогу.

А потом как-то раз, когда я жил на первом этаже на съемной квартире, рядом с моей дверью под лестницей группка местной молодежи стала устраивать ночные посиделки с пивом. Причем никаких претензий у меня к ним не было: они себя вели вполне прилично, просто негромко разговаривали. Но у меня кровать стояла фактически метрах в трех от них, входная дверь в квартиру не имела никаких шумоизолирующих прокладок, и спать при этом было невозможно совершенно.

Первую ночь мы с женой промучились часов до четырех, пока молодежь не разошлась по домам, а на следующий день просто купили затычки и легли спать в затычках, потому что уж лучше слушать монотонный стук собственного сердца (работает, чертяка, молодцом!), чем чьи-то разговоры.

При этом прекрасно себе заснули и выспались, после чего барьер на использование затычек был снят (тут главное - один раз в них заснуть), и после этого я без затычек - никуда. И дома, и в поездках. И это сняло целую кучу проблем, потому что мне крайне тяжело заснуть, когда вокруг есть даже небольшой шум, а уж как засыпают люди, у которых всю ночь под окном ездят машины (я два года прожил в доме на Садовом кольце, где окна выходили на это кольцо - знаю, что это такое) или которые живут в "музыкальных шкатулках", типа московских панельных девятиэтажек (я семнадцать лет прожил в таком доме, где было слышно, как у моих соседей падала промокашка со стола, не говоря уж обо всех их разговорах, а когда один дяденька, живущий в третьем подъезде чихал, то это слышал весь дом от первого до седьмого подъезда).

Затычки бывают разные. Есть затычки, которые не закупоривают ушной канал: они делаются из парафина, их надо размять и разместить в ушной раковине, чтобы они канал закрыли снаружи. Одно время я такие использовал: они неплохие, но из ушей часто вываливаются.

Выглядят они как-то так - шарики из парафина, покрытые каким-то материалом.

Есть затычки "зонтичного типа" - типа вот таких (бывают разные модификации подобных затычек).

 

Однако я в конце концов, перепробовав самые разные варианты, пришел к варианту классических внутриканальных затычек 3M (они используются и на производстве для защиты от шума, и как затычки для сна) и ничего лучше не нашел.

С затычками такого типа важно их уметь правильно вставлять. Некоторые пользователи просто пихают эти затычки в ухо, сминают их у входа в канал, и ничего хорошего в таком варианте они получить не смогут. А правильный подход - пальцами скатать затычку в тоненький валик (материал очень мягкий, и это легко сделать) засунуть валик в ушной канал почти целиком, оставив только хвостик, чтобы за него потом затычку вытащить, и придержать затычку пальцем пару секунд, пока она там в канале расправится.

Ну и все, дело сделано: теперь затычки физически будут перекрывать ушные каналы и надежно изолировать вас от любых внешних звуков. И я в таких затычках нормально спал даже когда на улице бушевала жуткая гроза с постоянными раскатами грома, причем окно у меня было открыто.

Опять-таки, внутриканальные затычки, если их правильно установить, выпадают очень редко, и вы можете вставить затычки ложась спать и спокойно проспать в них до утра.

Еще один важный момент - комбинация маски для сна и затычек. Когда это все работает в паре - лицо закрывает маска, затычки изолируют внешние звуки, - то даже чисто психологически вы как бы полностью отгораживаетесь от внешнего мира и готовы прийти в объятия Морфей Морфеича. Я если просыпаюсь ночью или рано утром, то в обязательном порядке надеваю маску и вставляю затычки, даже если еще темно и вокруг стоит глубокая  поэтическая тишина, при которой слышно, как растет трава. Потому что сначала это поможет мне быстро заснуть (если, конечно, обуздать мыслишки, но об этом - ниже), а потом не даст меня разбудить ярким светом или звуками пробуждающейся испанской деревни.

Психологические практики

К сожалению, только маской и затычками обойтись не получится. Главный наш враг при засыпании - наша голова. И вот голову никто кроме нас самих в чувство не приведет. Стоит только, ложась спать, начать думать о чем-то определенном - составлять планы на следующий день, размышлять, откуда взять денег, готовить тезисы для разговора с начальником, находить доводы для беседы с обнаглевшим соседом - все, с быстрым засыпанием можно прощаться.

Тут сложно что-то посоветовать, у каждого свои методы пытаться успокоить буйну головушку, но я тут с полгода назад открыл совершенно неожиданный способ справляться с проблемой засыпания, и передо мной эта проблема несколько месяцев вставала в полный рост, и когда я поделился этим способом с людьми, с которыми неоднократно обсуждал данную проблему, всем им этот способ подошел и показал прекрасные результаты.

Способ, сразу предупреждаю, несколько неожиданный. Я его назвал "Кончай перекур, переворачивайся" - по старому анекдоту. Я к нему как-то раз прибегнул просто от отчаяния - совершенно замучило, что я каждую ночь засыпаю часа по два по три - и оно вдруг сработало на ура. Случайность, подумал я. И снова прибег к этому способу на следующую ночь. Сработало. И снова сработало. И снова. Сбоев не было ни одного! За несколько месяцев. 

Сбой может быть только в том случае, если вы, ложась в постель, сразу прибегаете к этому способу. Так делать не надо. Надо лечь спать, как обычно. И если вы где-то через полчаса понимаете, что опять вам в голову лезет всякая ерунда, мешающая спать, то нужно просто перевернуться на кровати на 180 градусов - разумеется, по горизонтали. То есть переложить подушку на противоположный конец кровати и перелечь головой туда.

В моем случае и в случае всех, с кем я этим способом поделился, организм настолько удивляет этот внезапный резкий поворот в нелегком деле засыпания, что из головы лишние мысли довольно быстро улетучиваются, и организм довольно быстро - буквально десять-пятнадцать минут - погружается в сон.

Работает железно, котом Бубликом клянусь! Причем я даже не делаю никаких специальных усилий - просто перевернулся, постарался, конечно, ни на чем не концентрироваться, - через несколько минут засыпаю. И это было прям волшебное спасение после многих месяцев больших проблем с засыпанием!

Да, конечно, если у вашей кровати нет более или менее высокого изножья, то не к чему будет приткнуть подушку. Но даже в этом случае подобный кунштюк вполне можно проделать, подушка не свалится. Я в гостинице такое проделывал - нормально.


Кровать с высоким изножьем

С засыпанием более или менее разобрались, теперь давайте разбираться с другим форменным бичом - просыпанием. Тут та же проблема. Проснулся, совершил дегидратацию организма, быстро юркнул в постель, попытался снова заснуть, но стоило только пустить в голову хоть одну мыслишку - все, кранты, теперь не заснешь.

Передо мной эта проблема много лет стояла в полный рост. Просыпания в четыре-пять - и не заснул. Всякие распространенные техники, типа считать овец, наблюдать за стаями перелетных обезьян или представлять себя на тропическом острове (вот там было много всего интересного, кстати, но на засыпание благотворно это совершенно точно не влияло) - не помогали никак.

И вдруг в какой-то момент я в голове стал пялиться на стену. Темно-серую. Скорее всего, не покрашенную, а только покрытую штукатуркой. Штукатурка не очень ровная, заштукатурили небрежно. И эта стена простирается влево, вправо и вверх настолько, насколько можно бросить взгляд. И я на нее пялюсь, стараясь не пустить ни одной мысли в голову. Изучаю ее неровную структуру, однако не делаю никаких выводов о профессиональной пригодности штукатурщика. Буквально несколько минут изучения серой стены - все, заснул.

Это срабатывает не на сто процентов. Бывают, конечно, такие мыслишки, которые как влезут в голову - все, разбередят по полной программе. Но процентов на восемьдесят у меня срабатывает. И у друзей-знакомых тоже очень неплохо срабатывает, как мне говорили.

Если все-таки и стена не помогла, или же в этот раз настолько паршиво отштукатурили, что я просто от возмущения не смог заснуть, то запускается еще одна методика, которую я называю "карусель". В голову можно пускать все что угодно, но ни на чем не концентрироваться вообще. Просто карусель каких-то образов, постоянно сменяющих друг друга. От животных до далеких галактик. Главное - чтобы они постоянно менялись, но не мельтешили. Небыстрая карусель - все время меняются разные образы. В этом случае через некоторое время тоже удается заснуть.

Вот такие нехитрые способы. Мне они помогают, я знаю других людей, которым это помогает, возможно и вам это поможет - попробуйте.

***

© 1998–2025 Alex Exler
11.02.2025

Комментарии 176

Мне ни одни беруши не подходят, а я их столько перепробовал - и 3M, и силиконовые, и анатомические, и спортивные. Мне с ними некомфортно вообще, постоянный зуд от желания достать из ушей. Поэтому научился делать сам - сворачиваю пирамидки из ваты, слегка смачиваю слюной, вставляю круговыми движениями и прекрасно с ними сплю. Звукоизоляция у них не хуже, чем у 3М, не давят и не вызывают ощущение зуда. В поездках, если нет ваты под рукой, делаю похожие из бумажных платков.
Для контроля качества сна очень полезно носить финесс-трэкер. Столько нового узнаешь о своей ночной жизни )) У меня недорогой Xiaomi Smart Band Pro 6 прекрасно справляется с этой задачей.
Hey
14.02.25 03:39
0 0

Для контроля качества сна очень полезно носить финесс-трэкер. Столько нового узнаешь о своей ночной жизни ))
И что со всей этой информацией потом делать? Ну вот ношу я, не синмаю ночью, знаю что сплю как Коала (по мнению Xiaomi), ночью просыпаюсь один раз (пописать, ога) и чо? Какие выводы вы сделали из этого "столько нового" и чем это помогло лучше высыпаться?
16.02.25 21:34
0 0

Сегодня посмотрел еще вот такое видео на тему сна (интервью с ученым). Рекомендую - на мой взгляд, довольно полезно и содержательно. Ссылка: Сомнолог рассказывает секреты сна
13.02.25 22:08
0 0

Алекс, обязательно попробую, потому что, к сожалению, с проблемой плохого засыпания я сталкиваюсь периодически. А нормально высыпаться очень хочется, потому что именно благодаря этому в первую очередь наблюдается прилив сил и повышения тонуса. Нормально выспался - и правда хочется идти и делать дела. Кажется, на всё собственных сил хватит. Выспался плохо - и жизнь не мила, и жить не хочется, и вставать ни малейшего желания нет. И всё вокруг окрашивается моментально в очень мрачные тона. И ничего не радует, и никак не откликается в сердце.

Кстати, то, насколько хорошо высыпаешься, зависит от самого качества сна, а не от его продолжительности. Хотя понятно, что при малой продолжительности качества тоже наблюдаться не будет. Так что тут нужно соблюдение обоих условий. И выспаться минимум часов 6, а по хорошему, и все 8. И выспаться конкретно убедительно, так сказать. 😄
13.02.25 14:04
0 0

А мне ещё вагон до Бологого толкать…
13.02.25 07:21
0 1

12.02.25 18:26
1 0

12.02.25 18:24
1 1

У меня проблемы начались в самолёте. До этого всегда знал, что весь полет просплю. И вдруг перестало получаться. Вот тогда я первый раз и попробовал маску. Было это в те времена, на рубеже 10ых годов, когда аксессуары для сна выдавали практически на каждом рейсе длительностью больше часов 5. И маска помогла. Потом стал использовать в гостиницах. Потом докатился до того, что не мог без маски заснуть вообще. Но с этим справился. Теперь как и Алекс, проснувшись ночью, надеваю маску. Правда маски у меня ещё все те-же, самолетные, запасся в те времена. А служат они мне по нескольку лет. Пока резинка совсем не развалится. От света они конечно не защищают. Я думаю, просто ощущение какого-то давления на веки, создаёт нужный эффект для сна.
12.02.25 16:03
1 0

Все это, конечно, здорово, и вряд ли мой необычный вопрос кто-то увидит, но все же попробую - кто что посоветует для сна при ночевке в горах выше 3000м. При восхождении хреновый сон очень мешает процессам аклиматизации. Кроме доксиламина есть что?
12.02.25 16:02
0 0

Лет двадцать пять назад спал на работе в котельной под рев котла и вонь мазута. Сейчас бы наверное так не смог. Но на гул лифта и шум соседей вообще пофик, ложусь и сплю через пять минут. Но вот если с утра какое-то важное событие предстоит, тогда могу долго крутиться.
12.02.25 12:38
0 2

Очень много кручусь и во время засыпания, и во время сна. В качестве маски использую эластичный шарф-трубу (снуд). Темной расцветки (черный) свернутый в несколько раз - прекрасно держится, не сползает, свет не пропускает. Особенно во время белых ночей.
12.02.25 12:31
0 0

Мне помогает восстановление в голове деталей прогулки. Начинаю вспоминать прогулку (либо дорогу на работу или еще что) от начала и до конца (если не засыпаю 😄) с максимальным количеством деталей которые возможно вспомнить. Это странно, любые другие мысли убивают сон, а эта рутина работает на засыпание.
12.02.25 11:56
0 2

Когда-то подсмотрел очень простой, но очень эффективный способ быстрее засыпать - максимально расслабить лицо. Мимические мышцы сильно связаны с активностью мозга, и это работает в обе стороны, их расслабление снижает работу мозга, главное препятствие для нормального сна.
12.02.25 11:51
0 3

А здесь про выбор подушки и позы для сна:

12.02.25 10:39
0 0

Я выбрал пуховую 80х80. Из нее можно слепить все что удобно.
12.02.25 10:41
0 0

А кто в какой позе предпочитает спать? Я могу только на животе (говорят, это вредно), голова на бок, рука под подушку. На спине не могу заснуть. На боку комфортно, но часто немеет рука, потому что зажимается какая-то важная артерия.
12.02.25 09:32
0 7

Так же, на животе в обнимку с подушкой. Увлеченно читаю про неведомые мне проблемы засыпания и сна.
12.02.25 09:44
0 3

Абсолютно так же! На спине - ни в какую. На боку можно, но нижнюю руку сложно правильно пристроить. Самое комфортное положение — на животе.
12.02.25 12:05
0 2

На боку комфортно, но часто немеет рука, потому что зажимается какая-то важная артерия.
Вся рука или более-менее четко локализовано в пальцах, указательном и среднем, например? Похоже на туннельный синдром, зажимается не артерия, а нерв. Имеет смысл сделать электромиографию.
12.02.25 14:03
0 1

Рука. Просто свисает как мертвая. Потом, если принять правильную позу, кровь вновь поступает и рука начинает оживать. Еще с детства такой эффект заметил, и перестал спать на боку. Выше я выложил видео, где врач говорит об этом, и как правильно нужно спать на боку, но пока не решался.
12.02.25 14:11
0 0

Мужу прописали аппарат СРАР и он пытался привыкнуть, но после пары часов мучений снимал, но однажды он смог в ней заснуть и проспал всю ночь, после чего объявил что никогда в жизни так хорошо не спал и теперь только с ней.
12.02.25 09:18
0 0

"Пялиться на стену" - это вариант "считать овец" для городского жителя, обитателя бетонных пещер с неровно поштукатуренными стенами, простирающимися из минус-бесконечности в плюс-бесконечность.... Сразу видно, что тема овец не особенно близка Алексу.
12.02.25 09:06
0 0

И ещё... Пол часа дыхания по Вим Хофу и крепкий моментальный сон обеспечен. Плюс кайф, если всё правильно делать - слушать себя и не переусердствовать. Должно быть всегда и всё приятно. При такой установке результат будет супер и для здоровья в целом
12.02.25 07:40
0 0

Часто просыпаешься среди ночи от переусерствования алкоголем и эти полчаса дыханием опять вырубают тебя до утра. И просыпаешься свежим абсолютно без всякого отходника
12.02.25 07:41
1 0

дыхания по Вим Хофу
а вообще не дышать пробовали? Одна минута - и все.
14.02.25 14:08
0 0

Недавно вычитал рецепт засыпания: надо секунд на пять открывать широко глаза, потом на столько же закрывать. Циклов через 15-20 это смертельно надоедает и устаешь, не заметишь как заснешь.
За "пять секунд" не поручусь, может 10, а может неравномерно - дольше с открытыми надо чем с закрытыми или наоборот. По прочтении попробовал, сколько циклов прошло не помню - уснул.
Неочевидно, от рецепта или просто так, но в процессе усталость глаз быстро приходит и, наверное, хочется к черту это дело бросить и заснуть.
12.02.25 07:31
0 0

я перепробовал разные варианты масок и в конце концов остановился на повязках на голову вроде такой - лёгкая, эластичная, недорогая, от света защищает хорошо
12.02.25 07:13
0 2

В последнее время не могу похвастаться качественным сном. Поэтому материал оказался для меня крайне полезным. 😄
12.02.25 06:51
0 0

Bedtime stories (как по-русски будет - истории на ночь?). Есть много специальных приложений. Я использую Calm. Я слушаю буквально 2-3 истории постоянно. Не знаю как это точно работает, но для себя определяю так - мозг, с одной стороны, цепляясь за поток входящей информации, не начинает все свои типичные ментальные игры разума. С другой стороны, так как истории много раз прослушаны и чуть ли не дословно знакомы, мозг не напрягается для анализа слушаемой информации. В общем, я засыпаю в течение нескольких минут.
12.02.25 06:06
0 0

каждый вечер принимаю CBD и проблем со сном больше нет
12.02.25 05:34
0 1

На правах человека, имевшего много лет проблемы со сном, поделюсь своим опытом:

- Беруши обязательны, тут полностью согласен. Не понимаю, как вообще люди спят без них.
- Ни в коем случае не ставить будильник (по возможности, разумеется - фрилансерам легче). Когда ставлю будильник и знаю, что завтра я ДОЛЖЕН встать в такое-то время - сон "выходит из чата", как говорится)
- Идти спать нужно тогда и только тогда, когда реально уже устал и голова перестает что-либо соображать, а не по часам
- За 2-4 часа до сна принимать либо триптофан (в виде добавки), либо продукты, богатые триптофаном. Это даст прирост уровня мелатонина в организме (натурального)
- Пить вишневый сок (лучше натуральный), по стакану утром и вечером (исследования показали, что это также увеличивает мелатонин). Подтверждаю, сон и правда улучшается
- Использовать в комнате качественный увлажнитель и очиститель воздуха. Абсолютный must have для здорового сна
- Также отлично работает тренировка мозга бинауральными и изохронными частотами перед сном (разумеется, слушать надо лишь тогда, когда уже хочется спать, и в максимально качественных наушниках - лично я использую внутриканальные). Таких программ очень много, из конкретных могу посоветовать, к примеру, "Восстановление организма во время сна" от Ленни Россоловски. Оставлю официальную ссылку, но я не покупал, т.к. наткнулся на эту программу в известных местах, откуда и сейчас ее можно скачать бесплатно 😄 Частоты для сна
- Еще, как бы странно это не выглядело, отлично улучшает сон вот это видео: Видео для сна (невероятно, но факт. Попробовал просто от нечего делать, по принципу "хуже не будет" - и действительно, хуже не стало, а стало намного лучше! 😄 )
Желаю здорового сна! )))
12.02.25 04:28
0 2

Подсмотрел способ у жены в ленте тиктока (или чего-то вроде этого):
1. Медленно вдохнуть.
2. Посчитать до пяти.
3. Выдохнуть.
4. ВНЕЗАПНО: Открыть глаза, закрыть глаза.
5. Если не заснул, начать сначала.
Это позволяет мозгу сосредоточиться на действительно важных делах (технике сна). Также нормализует ритм дыхания, а в результате и сердечный. Ну и засыпаешь.
Да, ещё: если на пункте 4 понимаешь, что совершенно влом открывать глаза, то его можно пропустить. Но если полон бодрости, тогда надо её тратить на открывание глаз.
Ну и ещё: подушку надо переворачивать, т.к. она должна быть в меру прохладной, т.к. хорошо засыпаешь, когда голова тратит энергию на согрев подушки до комфортного для себя состояния.
Ещё ступни: если жарко, должны быть в прохладе; если холодно - в тепле. Хорошо помогает обычная резиновая грелка наполненная холодной или горячей водой соответственно.
12.02.25 04:28
0 0

Я - тот человек, который наверное перепробовал уже все беруши (затычки), в любых спать больно, т.к. сплю всегда на животе, только много раз за ночь голову переворачиваю. Не нашла еще выхода, это доставляет неудобства: шум транспорта за окном, коты, соседи. А маски - да, это спасение, есть шелковая, а снаружи с мехом - не пропускает свет абсолютно.
12.02.25 03:45
0 0

Осознанные (управляемые) сны - вещь! Как то случайно получилось когда пытался уснуть в 4 утра после пробуждения. Потом начал читать узнавать. Сейчас разок другой в неделю балуюсь... Рекомендую попробовать
12.02.25 02:57
0 1

А вот у меня когда несколько раз случались осознанные сны, это вызывало совершенно дикое напряжение мозга, плюс яростное его сопротивление моим попыткам понять, что я сейчас во сне. И каждый раз после этого я просыпался напрочь разбитый. Складывается ощущение, что если я начал осознавать сон как сон, то это время смело можно вычитать из общего времени сна, так как отдыха оно не даёт, а то и наоборот, даже добавляет усталости.
12.02.25 04:59
0 0

В управляемом сне можно делать всё что угодно хоть летать хоть дышать под водой ходить сквозь стены прыгать с высоких зданий короче развлечение Диснейленд в самом прямом смысле. Впечатление хватает на день-два реально. Качество этого управляемого сна получается по-разному я не понял из-за чего. Но парадоксально просыпаешься всегда бодрым и отдохнувшим.
12.02.25 07:20
0 2

Я писал про осознанные. Управляемых у меня ни разу в жизни не было. Собственно, и осознанные-то совершенно случайно получались. Обычно во сне у меня наглухо заблокированы все подсистемы критического восприятия действительности. Какая бы дичь ни происходила, это воспринимается как непреложный факт. Какие бы установки перед сном я ни пытался себе дать, во сне я их банально не помню. У меня даже формула выработалась: если я спрашиваю себя "а не сон ли это?" — значит, сто процентов не сон, потому что во сне мне никогда не придёт в голову спросить себя об этом.

Исключением являлись вот те несколько случаев, когда полная дичь ситуации всё-таки как-то пробилась к системе сознания и появился вопрос: ну не может же такого быть, может, это всё-таки сон? И вот тогда, преодолевая невесть откуда взявшееся гигантское сопротивление всей остальной части мозга, отчаянно убеждавшей меня, что нет-нет, всё абсолютно нормально, я смог состыковать нелогичности, приспомнить типичные особенности ощущений во сне, сопоставить с текущей ситуацией и понять, что да, я-таки сплю. Но превратить в управляемый ни разу не получилось, хотя и пытался (интересно же). Ну напрягаюсь, пытаюсь заставить свой сон сгенерировать что-то другое. Скажем, пусть вот тут появится табуретка. И — ничего. Можно с тем же успехом и в реальной жизни себе табуретку попытаться наколдовать.

В конце концов где-то к четвёртому разу мне надоело воевать с собственным мозгом и просыпаться разбитым. И когда вылезло очередное "опа, а я, кажись, снова понял, что я во сне!", я решил, что пошло оно всё нахрен, мне выспаться гораздо важнее. Выпустил из рук контроль, мозг тут же радостно переключил меня на какой-то другой сюжет с полной потерей контекста, и я уже спокойно досыпал в обычном режиме. После этого больше ни разу не получал осознанных снов.
12.02.25 12:00
0 2

Для желающих осознаться во сне есть 100% работающий метод. В течение дня несколько раз на полном серьезе проверяйте себя - а не сплю ли я сейчас? Обернитесь по сторонам, убедитесь что вокруг все адекватно и т.д. При этом попробуйте проткнуть пальцем ладонь другой руки. Разумеется, ничего не выйдет...) Но когда это войдет у вас в привычку, вы обязательно сделаете это во сне и ладонь проткнется, что послужит сигналом к тому, что это сон. Далее все в ваших руках. Для засыпания нашел для себя действенный, как ни странно метод - представлять, что погружаешься (опускаешься вниз) вместе с кроватью во что-то мягкое, белое и пушистое типа облака, ваты и т.д. Иногда утром вспоминаю, что только хотел это представить, но уже заснул.
13.02.25 07:39
0 0

Да уж сколько я этих "стопроцентно работающих" перепробовал… Могу практически гарантировать, что если я попытаюсь применить этот способ, то, во-первых, во сне мне всё равно не придёт в голову тыкать пальцем в ладонь, так как обычно там не до всяких выкрутасов (ну, к примеру, снится мне, что я выступаю с докладом — и что, буду я на сцене себя пальцем в ладонь вдруг тыкать?). А во-вторых, даже если всё-таки решу ткнуть: ну хорошо, ткну. Упрётся палец в ладонь, как в реальной жизни. С чего ему вдруг протыкать её? Физический мир моих снов обычно достаточно реалистичен, а странные отклонения если и происходят, то где-то в стороне, не прямо со мной.
13.02.25 16:17
0 1

Для желающих осознаться во сне есть 100% работающий метод.
Волчок!

ДиКаприо не даст соврать....
13.02.25 23:38
0 1

Был такой шарлатан Г.Сытин. писал настрои от всего. От цирроза печени вряд ли помогают, а вот от нервов очень хорошо. Причем необязательно слушать на здоровый сон, я и под"устойчивость нервной системы" засыпаю хорошо.
Слушать или читать надо как инструкцию.
12.02.25 02:32
1 0

Надо перестать работать и/или стрессовать. Припарки не особо действуют к сожалению.
12.02.25 01:50
0 0

Как-то совсем техномрачно.
Беруши, маска, затычки в нос, антихрап, подушка для коленей, подушка для поясницы, розовый (или еще какой) шум, свежий воздух из окна, увлажнитель воздуха, умный будильник для пробуждения...
Бутылка вискаря на пару недель - вот и вся терапия. ))
12.02.25 00:05
0 2

Парить ноги. 15 минут достаточно. Главное, успеть дойти до спальни, а не заснуть где придётся.
11.02.25 21:18
0 2

Алекс, я все-таки рекомендую попробовать вот такую маску: doreandrose.com

Я тоже раньше был фанатом контурных масок…
Но с натуральным шелком, по комфорту ничто не сравнится.
Она при этом отлично держится на голове в любом положении и в ней не жарко особенно в теплые ночи.
В теории, контурные лучше блокирует свет, но я какие не пробовал - все равно во время сна сползают.
11.02.25 20:36
0 0

Я тоже раньше был фанатом контурных масок…
Но с натуральным шелком, по комфорту ничто не сравнится.
Она при этом отлично держится на голове в любом положении и в ней не жарко особенно в теплые ночи.
Ну, попробовать можно, но у меня была шелковая - плохо защищала от света.
11.02.25 20:58
0 0

Упражнения на растягивание, скручивание, отжимание от пола,обливание ледяной водой.
Как младенец.
Те, кто просыпается в 3 часа ночи и не заснуть, очень помогает " Отче наш").
11.02.25 20:25
0 1

Упражнения на растягивание, скручивание, отжимание от пола,обливание ледяной водой.
Мы потеряем его! ))
11.02.25 20:38
0 3

Снимаются все зажимы, как физиотерапия. Маски, беруши, вибраторы, кровати-все ерунда. Голову в порядок приведите и все будет хорошо.
13.02.25 09:07
0 0

До 49 лет спал как убитый и ночью не просыпался ни разу. Потом началось...

Сейчас засыпаю без проблем с вечера.
Ночью просыпаюсь 1-2, редко три раза.
Помогает наушник в ухо на самой-самой минимальной громкости и включить либо исторический подкаст часа на три (рекомендую Bushwacker, я его и днем иногда переслушиваю), либо на ютюб есть целый культурный пласт "лекции для сна".
Помогает горячий душ на ноги перед засыпанием.
Помогает медитация, типа випассаны, но ее нужно уметь.
Давно пользуюсь ортопедической подушкой из пены с памятью, довольно жесткой, она помогает спать на спине, а я часто на живот поворачиваюсь.
11.02.25 20:24
0 3

Я давно уже придумал вспоминать и считать одноклассников чтоб уснуть. Первые лет пять помогало а сейчас они уже на автомате лезут в голову и не помогает:( перешел на коллег с первой работы
11.02.25 19:37
0 0

Вспомнил, что недавно читал про новую модель IEM для сна от For Me:
4pda.to
11.02.25 19:26
0 2

Попробуйте такой способ: если встали ночью "посссмотреть на луну", прогуляйтесь чуток больше, чтобы слегка замёрзнуть (свежий воздух = прохлада в комнате) и ложитесь сразу максимально удобно и укрыто. Засыпаете почти наверняка, согреваясь.
11.02.25 18:03
0 0

Некоторое время назад у меня были серьезные проблемы со сном.
Спал 3-4 часа в сутки, иногда 5-6, но с перерывами в час-полтора. В общем, жесть.

Что я сделал?
Во-первых, отказался от кофе, вообще, даже с молоком. А раньше пил ежедневно.
Во-вторых, в течении пары часов до вероятного засыпания, а это обычно часов в 12, начинаю пить травяные чаи с ромашкой-мелиссой-мятой. Обычно двух чашек достаточно. Раз в час.

И, о чудо, после примерно недели такого сон... Ну не то, чтобы стал идеальным. Но! Засыпаю довольно быстро, минут за 15-20. Сплю без перерывов 6-7 часов, этого мне вполне хватает.

Конечно, есть ещё всякая обычная фигня. Не жрать на ночь, стараться ложиться не слишком поздно, проветривать спальню. А вот не читать и не смотреть - дудки. Вполне себе читаю и смотрю, не мешает. Ранее, когда мне спалось, не мешало. Когда не спалось, вряд ли. Сейчас, когда спится, не мешает. Так что, думаю, это индивидуально. Кому мешает, кому нет.

В общем, пока помогает. Маски, затычки - никогда не использовал. Ну и "специальные техники" пробовал, но не помогало. А вот травяные настои убаюкивают.
11.02.25 17:34
0 5

Так что, думаю, это индивидуально. Кому мешает, кому нет.
Разумеется, это все индивидуально 😄
11.02.25 17:36
0 0

Ну да. Каждый человек это целая вселенная. Со своими законами и правилами.
11.02.25 17:41
0 0

в течении пары часов до вероятного засыпания, а это обычно часов в 12
А лечь в это время (22:00) спать - не?
11.02.25 19:18
2 0

Тогда я проснусь слишком рано. И потом хрен засну. Я стараюсь обычно в районе часа ночи ложиться, тогда часов в 7-8-около 9 просыпаюсь, и мне нормально.
11.02.25 21:03
0 0

около 9 просыпаюсь
Чорт. К этому времени уже полтора часа на работе проходит.
11.02.25 21:19
0 0

Маска мне не подходит, так как я во сне верчусь. То правым боком, то левым, а то мордой в подушку. А вот беруши использую уже несколько лет, это класс. Самые простые пористые затычки, как 3М в статье. Я подобрал качественных производителей. Это итальянские Farmadoct и американские Mack's. Они длинноваты, поэтому я немного обрезаю заднюю часть ножницами.
11.02.25 17:26
1 0

Маска мне не подходит, так как я во сне верчусь.
Я тоже верчусь, но лицом в подушку не утыкаюсь 😄

Я подобрал качественных производителей. Это итальянские Farmadoct и американские Mack's. Они длинноваты, поэтому я немного обрезаю заднюю часть ножницами.
Вот эти Macks у меня были - хорошие, да.
11.02.25 17:37
0 0

Все ждал, что будет про киви 🥝 Но нет)
11.02.25 17:21
0 2

11.02.25 17:01
0 16

перед сном не читайте, не смотрите и не слушайте ничего, что может возбуждать нервную систему
Окей, займусь вязанием (нет)

Маска - прежде всего, защищает от света. Если вы спите не в комнате, где окна наглухо закрыты плотными шторами (а как же свежий воздух), то утром вас может будить свет, попадающий в комнату. Меня, например, этот свет будит.
Меня тоже, но я давно пришел к тому, что просто закрываю плотно шторы на ночь. Не знаю что там за проблема с воздухом при этом. А летом у меня вообще балкон приоткрыт (за шторой). У воздуха молекулы маленькие - как-то в щели пролазят 😉

Затычки для ушей (беруши) - как по мне, это совершенно необходимый аксессуар
А вдруг кто-то подберется и укусит за бочок? Ну не-еет 😉

Психологические практики
Один из моих способов - это попытаться как бы разглядеть что-то в этих тусклых невнятых образах, возникающих с закрытыми глазами в сонном состоянии. И даже если пока никаких образов нет - как-бы попытаться их "рассмотреть". Не всегда работает, если чем-то реально "пригружен" и какие-то навязчивые мысли крутятся по сорокпятому кругу - однако если в жизни все более-менее норм, то получается.
11.02.25 16:19
1 2

нужно просто перевернуться на кровати на 180 градусов
Этта...а как же контрагент? Она ж если проснется - а тут не лицо, а...хм.
11.02.25 16:08
0 5

Этта...а как же контрагент? Она ж если проснется - а тут не лицо, а...хм.
Не лицо, а одеяло. И что?
11.02.25 16:59
0 0

это смотря кто как спит, мы вот с мужем спим свернувшись в клубочек вместе, он очень удивится, если я развернусь на 180 градусов )))
11.02.25 17:21
0 1

это смотря кто как спит, мы вот с мужем спим свернувшись в клубочек вместе, он очень удивится, если я развернусь на 180 градусов )))
Ну, понятно, что у всех свои привычки 😄
11.02.25 17:35
0 0

И если вы где-то через полчаса понимаете, что опять вам в голову лезет всякая ерунда, мешающая спать, то нужно просто перевернуться на кровати на 180 градусов - разумеется, по горизонтали. То есть переложить подушку на противоположный конец кровати и перелечь головой туда.
Хитро! Бессонница приходит на привычное место и обнаруживает там пятки.
11.02.25 16:06
0 25

Мой рецепт простой - "темно + тихо", только бесконтактно, без масок и затычек, только ролльставни и дрессированная соседка.

Кошку, правда, не надрессируешь, она ночью приходит и под одеяло просится, но это, как и походы в холоднющий сортир, сильно с толку не сбивает - потом засыпаешь незаметно.

Нагрузка, еда и питье, как тут пишут, на сон почти не влияют. Ну разве что "до ветру" лишний раз сходить ночью. Устал - прекрасно, вот и отдыхай, не устал - просто спи, плотно поел - в сон тянет, не поел - спи, утром поешь. Главное чтобы тихо и темно.
11.02.25 15:50
1 3

Мой рецепт простой - "темно + тихо", только бесконтактно, без масок и затычек, только ролльставни и дрессированная соседка.Кошку, правда, не надрессируешь, она ночью приходит и под одеяло просится, но это, как и походы в холоднющий сортир, сильно с толку не сбивает - потом засыпаешь незаметно.
Я сплю на спине и кошка под утро любит ложится прямо на грудь 😄 Правда не когда сплю, а когда проснулся, погулял по делам и вернулся обратно. И она тут как тут, 5 кило лохматого счастья 😄
11.02.25 15:54
0 8

Вот и у нас приходит когда ОНА погуляла по делам и вернулась обратно. Мокрая, с землей на лапах, хорошо если срабатывает система раннего обнаружения и берется всегда лежащее рядом полотенце. Но редко. А когда ползет внутрь - поздно. Ощущение мокрого хвоста, скользящего под коленками - наше все.
Но вообще проблем со сном или с засыпанием - нет, только единичные случаи.
11.02.25 16:03
0 5

Ладно если кот спит с нами, даже его храп не мешает, но он же в 6:30 требует завтрак, так что мертвого поднимет.
Зато с другой стороны владельцы котов совершенно не боятся никаких ночных шорохов, шумов, привидений.
12.02.25 09:27
0 3

в 6:30 требует завтрак
Мы к этому времени уже сами. Наша требует просто греться и гладиться. Неважно, что на паре часов три ночи, оне же замерзли!

владельцы котов совершенно не боятся никаких ночных
Особенно гуляющих. О, кого-то мутузят. О, кого-то уже жуют. Ничего, утром посмотрим. И так по 200-300 штук в год.
12.02.25 11:29
0 1

Не очень понимаю как смотреть на стенку с надетой маской.

Писал в прошлых комментах, тут еще раз повторю: Есть смысл попробовать БАДы: Жидкий мелатонин, магний, креатин.

Присоединяюсь к предыдущему высказыванию про аудиокниги при ночном просыпании. Мне в свое время очень хорошо помогали почему-то внезапно Уральские пельмени на ютубе - включал их и довольно быстро под них засыпал. Но надо попробовать что-то другое. Попробую, действительно, скачать историю государства...
11.02.25 15:47
0 5

Не очень понимаю как смотреть на стенку с надетой маской.
В голове, разумеется. Воображаемая стенка. У меня в спальне стенка крашеная. Не серая.
11.02.25 16:57
0 6

Писал в прошлых комментах, тут еще раз повторю: Есть смысл попробовать БАДы: Жидкий мелатонин, магний, креатин.
Магний я и так принимаю, мелатонин нельзя принимать постоянно.
11.02.25 16:58
0 2

Магний я и так принимаю, мелатонин нельзя принимать постоянно.
Алекс, а кто тебе насоветовал мелатонин?
11.02.25 18:08
0 0

Алекс, а кто тебе насоветовал мелатонин?
Вон чуть выше мелатонин советуют. Мне никто не советовал мелатонин, я для сна ничего не принимаю.
11.02.25 19:00
0 0

мелатонин нельзя принимать постоянно.
Мелатонин можно принимать постоянно. По крайней мере в возрасте после 40.
12.02.25 07:40
1 0

Блэкаут шторы - маст хэв. Для воздуха оставляю небольшую щёлку, много света через неё не проникает даже июльским утром в северо-восточное окно 😄 Звуки да, мешают иногда, но к счастью и в квартире и на даче тихо. А если дождь - так тем лучше, под дождь засыпаю вдвое лучше. Так что ничего на глаза и в уши не пихаю и не планирую.
Вот что реально мешает сну - вечерняя нагрузка. Даже в 6 вечера уже заметно влияет, поэтому все тренировки только утром. Если вдруг вечером - пью снотворное. Правда давно не употреблял его, обхожусь без вечерних пробежек.
Хорошо помогает заснуть травяной чай. Состав не знаю, но они более-менее стандартные - мята, ромашка и прочее.
В общем не скажу, что я сплю идеально. И засыпаю не мгновенно, и просыпаюсь по ночам. Но в общем вполне удовлетворительно, свои 8-8,5 часов сплю.
11.02.25 15:45
0 1

Немного не понял как сочетается маска на глазах и разглядывание стены
11.02.25 15:43
0 0

Немного не понял как сочетается маска на глазах и разглядывание стены
То есть из текста как-то непонятно, что стена - воображаемая?
11.02.25 16:57
1 2

— Сёма! Мне сегодня ужасный сон приснился, прямо кошмар какой-то. Шарлиз Терон, Меган Фокс, Кристен Стюарт и моя жена Фира дрались между собой, чтобы провести со мною ночь.
— Ну и что же здесь ужасного?
— Дело в том, что победила моя Фира!
11.02.25 15:30
0 20

— Сёма! Мне сегодня ужасный сон приснился, прямо кошмар какой-то. Шарлиз Терон, Меган Фокс, Кристен Стюарт и моя жена Фира дрались между собой, чтобы провести со мною ночь.— Ну и что же здесь ужасного?— Дело в том, что победила моя Фира!
- Гиви, почему такой хмурый утром!
- Вано, не поверишь, снился жуткий кошмар, потом до утра не смог заснуть!
- Что же тебе приснилось!
- Ненормальный половой акт!
- С мужчиной? С животными?
- Хуже, Вано, хуже. Я и ....я!
11.02.25 15:52
4 0

Секреты нормального сна
А ещё есть вот такая книжка.
11.02.25 15:27
0 1

Я и так спал хорошо, но недавно купил очиститель воздуха Adolus Elite и теперь каждое утро просыпаюсь бодрым. Кстати, помогает против похмели - в пятницу, бывает, незаметно выпиваю больше, чем задумано, но утром голова не болит. Нравится свежий воздух по утрам.
11.02.25 15:25
1 3

К сожалению, с берушами есть один нюанс: если утром надо встать по будильнику, то может получиться неудобно. Ну и всё-таки, это давление изнутри уха довольно неприятно (возможно, это индивидуально). Вроде как и ничего особенного, но утром просыпаюсь, вытаскиваю беруши — вах, какой кайф сразу!

С маской для сна тоже могут быть тонкости. Если лямка регулируемая (а обычно она должна быть такой), то где-то там торчит сам регулятор. И уж не знаю, может, это лично мне так не везёт, но он всегда оказывается в районе ушей. И если спать на боку, он ощутимо давит. Вверх сдвинуть нельзя, маска держаться перестанет. Либо пускать лямку поверх уха, либо у головы под верхней частью уха, но в обоих случаях мешается. Нет, я не к тому, что "не пользуйтесь масками", разумеется; сам постоянно пользуюсь. Просто "совсем не будет мешать" — это не всегда так.
11.02.25 15:20
0 0

Когда в молодости я сперва учился, а потом работал по графику - никак не мог привыкнуть к режиму 16/8 или 17/7. Спустя 16 или 17 часов бодрствования мне совершенно не хотелось спать и я крутился по часу в кровати в попытке уснуть, так как понимал, что через 7 часов мне вставать на работу и вот тогда-то мне спать уж точно будет хотеться.
А когда я перешел на работу без графика, то начал ложиться когда уже вымыкает и вставать когда выспался. И все проблемы со сном закончились - засыпаю, как только голова касается подушки и просыпаюсь отлично выспавшимся. Правда теперь проблема в том, что режим сна летает постоянно, сдвигаясь на 2-3 часа вперед ежедневно, что тоже не удобно. Зато засыпание моментальное 😄
Это как с шуткой про тех, кто не может похудеть - меньше жрите, в Бухенвальде толстых не было (минимальное количество людей с нарушением здоровья в рамках статистической погрешности). Так и со сном - проблемы с ним на 99% у тех, кто ложится, когда спать еще не хочет. Если тебя реально вырубает - ты и стоя уснешь.
11.02.25 15:18
3 3

Если тебя реально вырубает - ты и стоя уснешь.
Что б вот так реально вырубало что бы стоя уснуть меня лично начинает через 2 суток без сна. Так что такое себе. В смысле - у каждого индивидуально это работает.
11.02.25 15:33
0 3

Когда в молодости я сперва учился, а потом работал по графику - никак не мог привыкнуть к режиму 16/8 или 17/7. Спустя 16 или 17 часов бодрствования мне совершенно не хотелось спать и я крутился по часу в кровати в попытке уснуть, так как понимал, что через 7 часов мне вставать на работу и вот тогда-то мне спать уж точно будет хотеться.А когда я перешел на работу без графика, то начал ложиться когда уже вымыкает и вставать когда выспался. И все проблемы со сном закончились - засыпаю, как только голова касается подушки и просыпаюсь отлично выспавшимся. Правда теперь проблема в том, что режим сна летает постоянно, сдвигаясь на 2-3 часа вперед ежедневно, что тоже не удобно. Зато засыпание моментальное 😄Это как с шуткой про тех, кто не может похудеть - меньше жрите, в Бухенвальде толстых не было (минимальное количество людей с нарушением здоровья в рамках статистической погрешности). Так и со сном - проблемы с ним на 99% у тех, кто ложится, когда спать еще не хочет. Если тебя реально вырубает - ты и стоя уснешь.
Это прямо вот очень хорошая идея. Все мои знакомые, которые перешли на такой режим, говорили, что примерно за неделю время отхода ко сну делает полный круг.
11.02.25 15:34
0 1

Мне бы так.
Где-то слышал, что у сов больше часов в суточной цикле. От это и происходит сдвиг.
12.02.25 15:52
0 0

Интересная статья, конечно. Но у меня от природы свойство засыпать через пару минут после укладывания. Под любой шум и при любом свете. С возрастом стал иногда просыпаться под утро, но потом сразу засыпаю снова. Не знаю, много ли таких людей, было бы интересно узнать.
Одно время, помню, множество ярких событий дня заставляло их переваривать перед сном. Но я как-то быстро приучил себя отключаться от всяких проблем. Что-то типа медитации. Она во многом помогает, кстати.
11.02.25 15:14
0 0

Да, забыл сказать. Я вырос на Чукотке, где летом круглые сутки светит солнце. Зимой же полярная ночь.
11.02.25 15:16
0 0

Но я как-то быстро приучил себя отключаться от всяких проблем. Что-то типа медитации.

We can try it out!
11.02.25 15:17
1 1

CPAP аппарат отлично помогает, в случае апноэ сна, конечно же.
11.02.25 15:08
0 1

почти никто не знает о таком счастье и мучаются от огненных кошмаров и постоянного недосыпа, ну и от инсультов и т.п. раньше времени крякают
11.02.25 17:30
0 0

А какое отношение для нас, приехавших из северных стран, имеет отношение мелатонин?

Здесь в Германии (и Испании) часы имеют некоторое отношение к солнцу и люди все-таки живут "как животные" - как светло встают, как темно ложатся. Но люди из больших городов России ну совсем никак не привязаны к солнцу. Зимой уходят на работу и возвращаются в темноте. Летом ложатся спать зачастую с рассветом.
В итоге люди приходят здесь к врачу и он им рассказывает вот это все про солнце, мелатонин и прочее... Мм, человек не жил никогда в связке с мелатонином. Никогда. И это никогда в жизни не влияло на сон. Мало того, могло влиять в обратную сторону.
Я про себя знаю, что рассвет создает у меня предпосылки для засыпания (и этот послерассветный сон будет куда более эффективен для меня). А если я прилег вечером на часок поспать, то ничто так хорошо не разбудит и не даст заряд бодрости и работоспосбности как полноценная темнота.
11.02.25 15:03
3 3

Бируши и маска дико раздражают и потому мне лично только мешают заснуть.
Переворачивание срабатывает железно - подтверждаю. Но неохота мучиться даже полчаса или час.
Поэтому уже пару лет использую мелатонин. Покупаю в супермаркете с дозировкой 1,85 мг. Бывает еще с добавками всяких успокаивающих травок типа валерьяны и мелисси. Утром просыпаюсь прекрасно, никакой сонливости днем. Главное - выпить не сразу перед тем, как ложишься, а где-то за час. Если сразу лечь, то в моем случае он почему-то не действует.
В России бывает покупаю в аптеке тиралиджен. Вот тут утром может быть сложновато проснуться, но зато какие снятся сны - офигеть. Просто как в отпуске с яркими впечатлениями побываешь.
11.02.25 15:02
0 2

Поэтому уже пару лет использую мелатонин.
А вы знаете, что его нельзя использовать постоянно?
11.02.25 16:51
0 3

Последнее время все чаще читаю что мелатонин можно принимать постоянно и он безвреден даже если принимать годами.
А почему его нельзя принимать постоянно?
11.02.25 20:40
0 2

А вы знаете, что его нельзя использовать постоянно?
Говорят что можно.
12.02.25 07:37
0 0

Консультировался с невропатологом. Она сказала, что вред от плохого сна в разы больше вреда от постоянного применения мелатонина и даже того же тиралиджена.
12.02.25 13:41
0 0

Консультировался с невропатологом. Она сказала, что вред от плохого сна в разы больше вреда от постоянного применения мелатонина и даже того же тиралиджена.
Понятно. Ну, логика в этом вполне есть.
12.02.25 13:45
0 0

Но плотно закрытые шторы - это отсутствие свежего воздуха.
Для этого и служит (должна) вентиляция.

Мы делаем очередной объект для требовательного клиента.
В спальне должна быть полная темнота ночью, вентиляция само собой, температура воздуха 17-18 градусов и влажность. Ну и само собой никакого шума, так что те же реле на тёплый пол - твердотельные или термостатические.
11.02.25 15:01
0 13

Вентиляцию могут обеспечить и открытые окна - зависит от техзадания (тишину, конечно, это нарушает). А вот закрытые шторы (какими бы плотными они не были) не препятствуют притоку воздуха из-за пределов жилища (разве что в незначительном уровне, не влияющем на содержание кислорода в помещении).
11.02.25 15:25
0 3

температура воздуха 17-18 градусов
Я совершенно не понимаю как можно нормально спать при такой температуре, это ДИКО ХОЛОДНО. А если залезть под одеяло с головой, то какая уж тут вентиляция?
11.02.25 17:51
3 8

Тоже не понимаю, как можно любить свиной хрящик - он же не сладкий!
11.02.25 20:53
1 5

А если залезть под одеяло с головой, то какая уж тут вентиляция?
Ну так весь смысл как раз, когда голова снаружи, а остальная тушка, да, в тепле.
В походе в спальнике примерно похожий эффект.
111
11.02.25 21:07
1 2

Ну так весь смысл как раз, когда голова снаружи, а остальная тушка, да, в тепле.В походе в спальнике примерно похожий эффект.
Сейчас ещё модная тема с тяжёлыми одеялами, типа способствует сну.
11.02.25 21:13
0 2

весь смысл как раз, когда голова снаружи, а остальная тушка, да, в тепле.
Проблема только в том, что когда голова мёрзнет, то как-то не до сна. 😄
11.02.25 21:23
1 3

Так вы попробуйте сначала) У меня как раз в походах не мёрзла.
Ну и вспомните себя в обычных условиях в +18 на улице. Я сильно не уверен, что вы в такую погоду ходите в шапке (при том, что остальное тело наверняка в одежде). Почему вы думаете, что во сне теплоотдача головы будет выше, чем днём)?
111
11.02.25 21:47
0 8

Сейчас ещё модная тема с тяжёлыми одеялами, типа способствует сну.
Мне помогает. Жене тоже. Впрочем, если жена уговаривает посмотреть две серии любого сериала подряд, никакое одеяло не нужно.
12.02.25 03:14
0 0

Ну и вспомните себя в обычных условиях в +18 на улице. Я сильно не уверен, что вы в такую погоду ходите в шапке (при том, что остальное тело наверняка в одежде). Почему вы думаете, что во сне теплоотдача головы будет выше, чем днём)?
Ну вот у меня, например, руки в квартире уже при +20 начинают конкретно так мёрзнуть. При том, что в +15 на улице хожу без перчаток. Всё-таки разные сценарии; некорректно так в лоб сравнивать циферки.
12.02.25 05:04
0 1

Так вы попробуйте сначала
Пробовал, ниже ~20 становится слишком холодно. Во всяком случае зимой, когда влажность воздуха меньше.
в обычных условиях в +18 на улице. Я сильно не уверен, что вы в такую погоду ходите в шапке (при том, что остальное тело наверняка в одежде)
Да, я в таких условиях на улице нормально себя чувствую в тонкой футболке, если я на месте не стою и сильного ветра нет - движение согревает. А вот если не двигаться, например, просто в офисе за компьютером сидеть, то при такой температуре в футболке конкретно холодно. Во сне активность ещё меньше.

В походах, мне кажется, за день так находишься, что уснуть можно вообще стоя. 😁
12.02.25 20:55
0 1

Спал под таким, не сказать, что есть особые отличия. Но у меня пока, к счастью, и проблем-то никаких с засыпанием) Наоборот, лишний раз фильм не могу нормально посмотреть лёжа, срубает через 30 минут)
111
15.02.25 21:02
0 0

Алекс, а как просыпаться по будильнику, если в ушах затычки? Ставить на него очень громкий звонок?

Мой способ засыпания: петь про себя. Причём есть особо эффективные для засыпания песни, например, у этой две параллельно развивающихся сюжетных линии, так что приходится держать в голове обе, чтобы не сбиться, от каковой деятельности мозг быстро оказывается перегружен и засыпает.
11.02.25 14:59
0 0

Алекс, а как просыпаться по будильнику, если в ушах затычки? Ставить на него очень громкий звонок?
Для таких случаев существуют умные часы и фитнес-браслеты, с вибрирующим на руке будильником.
11.02.25 15:22
0 3

Для таких случаев существуют умные часы и фитнес-браслеты, с вибрирующим на руке будильником.
А они в ночном режиме, пока я не проснусь и кнопку не нажму 😄
11.02.25 15:48
0 0

петь про себя.
Причем полный концерт Металлики 😄 😄 😄
11.02.25 16:11
0 5

Алекс, а как просыпаться по будильнику, если в ушах затычки?
Умные часы или фитнес-браслет, разумеется. Вибрация будет намного корректнее, чем звон будильника.
11.02.25 16:50
0 0

А они в ночном режиме, пока я не проснусь и кнопку не нажму 😄
На будильник ночной режим, разумеется, не действует.
11.02.25 16:50
0 2

Для спящих в затычках выпускаются специальные будильники, которые подключаются проводами и в нужный момент…:-D
11.02.25 16:52
0 0

Алекс, а как просыпаться по будильнику, если в ушах затычки? Ставить на него очень громкий звонок?
Вовсе нет. Качественные беруши пропускают мелодичные звуки от находящегося рядом источника, такое чудо. Я подобрал на смартфон спокойную мелодию, которую будильник проигрывает, постепенно увеличивая громкость. Кладу смартфон на столик возле самой кровати, и порядок.

Внутриушной дискомфорт от затычек преодолеть наверное можно, но что тогда делать с будильником?
Я использую на тренировках "зонтичные" 3M - так они уверенно глушат все до .50-х калибров, у будильника - шансов не будет!
11.02.25 14:55
0 1

Уже несколько лет будильник установлен на смартчасах и так просыпаться гораздо приятнее. Раньше было два состояния - либо ненавязчивая мелодия будильника, которая не будит, либо резкий звук, от которого пробуждение нервное. А тут просто легкое жужжание, не нервирует
11.02.25 15:12
0 1

Уже несколько лет будильник установлен на смартчасах и так просыпаться гораздо приятнее.
Не вариант. Все мои часы (как говорили в соседнем посте "все 16 пар" (с) ) - не-умные и в основном механические. Одни правда есть со встроенным будильником, но он акустически хиленький, даже без затычек можно проспать.
11.02.25 15:49
0 0

акустически хиленький
Выбрать из 16 пар самый вибрационно мощный, его и поставить рядом, благо что тикание не мешает, не?
11.02.25 16:14
0 0

его и поставить рядом,
в пустую жестяную миску.
11.02.25 16:59
0 2

Миску оне в затычках не услышат. А если молоточек перенаправить в сторону подушки - нормально, слышать ничего не надо.
11.02.25 19:20
0 0

Я вам не скажу за всю Одессу, но в любых затычках слышу звуки от близко расположенных источников. В том числе и будильник.
12.02.25 08:23
0 0

Я - тот самый человек, которому дико, адски неудобно спать в маске. Не могу сказать, что я перепробовала все возможные варианты, но пока ни один не подошел. Возможно, потому, что я периодически сплю на животе, подложив руку под голову, маска сбивается рукой - я просыпаюсь.

Что лично мне помогло - очки blue-light блокеры, которые я надеваю за час-другой до сна. Засыпаю быстрее, сплю качественнее. Ну, и беруши, если шумно - спасение.
11.02.25 14:46
0 1

что мне помогло, так это эластичные повязки на голову - знаете, которые люди носят на лбу. Я опускаю на глаза, работают очень хорошо., не сбиваются совершенно.
13.02.25 04:43
0 0

Мне хорошо спать помогают пластыри для рта. Множество разновидностей и размеров продается на алиэкспресс. У меня взрослый пластырь с небольшим отверстием посередине, не мешающий разговаривать, пить воду или выпить таблетку ночью. Но он не дает распахивать рот во сне и храпеть 😄 А храпела я, к сожалению, очень сильно и иногда даже сама от собственного храпа просыпалась. Ну и как дополнительный бонус: из-за закрытого рта горло за ночь не пересыхает и утром нет ощущения, что в горле - наждак.
11.02.25 14:42
0 1

Я ночью храплю временами, но мне такое не подойдет, так как искривлена перегородка носа, и носом я дышу плохо.

Ещё нужен третий комментарий для третьего супермемного кадра с Макконахи)

Некоторые храпят с закрытым ртом.
12.02.25 08:20
0 0

Я ночью храплю временами, но мне такое не подойдет, так как искривлена перегородка носа, и носом я дышу плохо.
Если сильно искривлена перегородка, то, говорят, помогает операция. Я еще не делал, но собираюсь (у меня одна ноздря из-за этого совсем не дышит). Врач рекомендовал, и я видел человека, который сделал и доволен. У нас в Германии стандартная страховка такое вроде как оплачивает.
12.02.25 10:00
0 0

Думаю, вы не мне хотели ответить.
111
12.02.25 11:22
0 0

Я хорошо высыпаюсь, когда лужусь спать пораньше.
Например, ложусь в 21:00 и просыпаюсь хорошо выспавшимся в 6 утра.
А если ляжешь спать в час ночи или позже, то сколько потом не спи, состояние будет разбитое.
11.02.25 14:38
0 5

Я хорошо высыпаюсь, когда лужусь спать пораньше.Например, ложусь в 21:00 и просыпаюсь хорошо выспавшимся в 6 утра.А если ляжешь спать в час ночи или позже, то сколько потом не спи, состояние будет разбитое.
Люди разные. Если я встал, когда количество часов однозначное, я все равно не выспался. А если я лег рано, то еще и засыпал долго, еще и спал плохо (причем этого плохо было еще и много). Нет - можешь "копать или не копать", но не больше.
11.02.25 15:13
0 1

Был пост про киви. Не улучшило сон, раз в статье нет упоминания?
Есть мнение, что если просыпаешься ночью, то это не очень хорошо. Терушкин говорил в каком-то интервью, не знаю, стоит ли верить.
11.02.25 14:29
0 3

11.02.25 14:37
0 0

Кстати, да.
Я после поста про киви "подсел" на этот фрукт по вечерам. Не скажу, что сон улучшился, но хуже точно не стало. Зато прямо полюбил киви и узнал, что его можно есть прямо со шкуркой. Попробовал – действительно вкусно и полезно.
Поэтому пост про киви для меня сработал.
11.02.25 14:47
0 2

Не скажу, что сон улучшился, но хуже точно не стало.
-- доктор, а этот поможет?
-- не навредит! (с)
:)
12.02.25 02:13
0 3

Был пост про киви. Не улучшило сон, раз в статье нет упоминания?
Кстати, да, можно попробовать. Регулярные вечерние пополнения киви-кошелька способны повысить качество сна.
12.02.25 14:21
0 4

+ мелатонин на случай перелётов и джетлага.
11.02.25 14:20
1 4

+ мелатонин на случай перелётов и джетлага.
И зимний танковый шлемофон задом наперёд.
Овчина мягкая, уши закрыты наушниками, глаза затыльником, ремешок не даст свалиться с головы, накладки уберегут от ударов о твёрдое...
А главное - физический труд на свежем воздухе.
Засыпаешь, когда голова ещё только движется к подушке, и спишь даже под пролёт КР над крышей дома.
11.02.25 16:56
0 5

А главное - физический труд на свежем воздухе.
Засыпаешь, когда голова ещё только движется к подушке, и спишь даже под пролёт КР над крышей дома.
Вот прямо +100.
11.02.25 17:47
0 2

У меня проблема годами, и я для себя открыла сон под аудиокниги. Не знаю, может быть кто-то скажет, что это не полезно, но не спать всю ночь еще не полезней, а аудиокниги спасают уже больше десяти лет. У меня есть специальные книги, достаточно интересные, чтобы не было скучно слушать, но начитанные достаточно монотонно, чтобы не тревожить. Например, хорошо работает История государства российского Акунина, тем более, достаточно длинная. Или уроки иностранного языка. Если я просыпаюсь ночью, (не для дегидрации, а просто так) то я не успеваю подумать о тревожном, что раньше напрочь проганяло сон - а теперь мне на ухо сразу что-то рассказывают, и я не успеваю даже понять что, как засыпаю. Дошло до того, что у меня уже условный рефлекс на наушник в ухе, иногда засыпаю раньше, чем запущу плеер.
11.02.25 14:16
0 12

Так наушник же мешает лежать на боку )
11.02.25 14:21
0 2

начитанные достаточно монотонно
Руслан Левиев идеальный диктор.
11.02.25 14:33
0 2

У меня проблема годами, и я для себя открыла сон под аудиокниги. Не знаю, может быть кто-то скажет, что это не полезно, но не спать всю ночь еще не полезней, а аудиокниги спасают уже больше десяти лет. У меня есть специальные книги, достаточно интересные, чтобы не было скучно слушать, но начитанные достаточно монотонно, чтобы не тревожить. Например, хорошо работает История государства российского Акунина, тем более, достаточно длинная. Или уроки иностранного языка. Если я просыпаюсь ночью, (не для дегидрации, а просто так) то я не успеваю подумать о тревожном, что раньше напрочь проганяло сон - а теперь мне на ухо сразу что-то рассказывают, и я не успеваю даже понять что, как засыпаю. Дошло до того, что у меня уже условный рефлекс на наушник в ухе, иногда засыпаю раньше, чем запущу плеер.
Есть мнение, что входящий поток информации во время сна резко ухучшает мозговые способности в принципе. Мозг в это время должен заниматься сортировкой существующего, а ему пихают новое.
11.02.25 14:41
1 1

резко ухучшает
Это просто амбивалентность кокаято!
11.02.25 17:12
1 0

Так наушник же мешает лежать на боку )
Только в верхнее ухо. Если не получилось заснуть до того, как хочеться перевернуться, наушник меняется на другий, который лежит рядом.
11.02.25 17:23
0 1

А я с одним сплю, и на автомате его перекладываю, когда переворачиваюсь. Днем я использую наушники полноценные, а когда у них ломается одно ухо - они становятся наушниками для сна. И речь, конечно, идет про наушники-вкладыши
11.02.25 17:37
0 0

точно! только я уже и во сне научилась перекладывать
11.02.25 17:38
0 0

А помните, когда-то было мнение, что наоборот во сне учиться полезно. Но я, когда сплю, все равно ничего не слышу. Многие люди спят под включенный телевизор, тоже прекрасно спится. Но я без этого просто спать не буду, если не будет потока информации - голову заполнят тревожные мысли. Так что я выбираю меньшее зло
11.02.25 17:40
0 1

У меня для этого используются сериалы. Естественно какие-то спокойные, обычно какие-то детективы, которые без погонь и криков. И желательно бесконечные - сезонов от 8 по 23-24 серии в сезоне. Ну и которые не жалко, когда, засыпая, пропускаешь нить повествования. Можно заново включить серию на которой заснул.

Мне хорошо зашли: Менталист, Мыслить как преступник, Новичок и т.п.
11.02.25 19:16
0 2

Стоит в плеере настроить таймер отключения минут на 30-60. Проверял, в тишине высыпаюсь лучше, чем если всю ночь бубнёж.
Сам под "Статус" еженедельный засыпаю хорошо, приходится переслушивать на следующий день или делить на несколько вечеров. Плюсесли забыть таймер/офф клиент ютуба всё равно через час-полтора остановится
11.02.25 19:43
0 2

у меня как раз не столько проблема уснуть, как проблема, когда проснусь ночью, не начать думать о тревожном. А бубнеж не дает ни о чем задуматься, и мозг, не понимающий о чем там речь, сразу же засыпает снова.
11.02.25 21:03
0 0

Ага, есть такое с сериалами. Но проблема в том, что если проснулся ночью, а ты в комнате не один, то не включишь уже, чтобы снова уснуть. Если один в комнате - тогда да.
11.02.25 21:05
0 0

У меня для этого используются сериалы. Естественно какие-то спокойные, обычно какие-то детективы, которые без погонь и криков. И желательно бесконечные - сезонов от 8 по 23-24 серии в сезоне. Ну и которые не жалко, когда, засыпая, пропускаешь нить повествования. Можно заново включить серию на которой заснул.
Мне хорошо зашли: Менталист, Мыслить как преступник, Новичок и т.п.
"Спокойные"... Помню этот сериал ("Criminal Minds"). Перестал смотреть после серии с музыкой в тему (четвёртая что ли серия, очень близко к началу). Мне ещё неделю плохо было, наверно. А с ранее одним из любимых спокойных треков связаны уже отнюдь не только тёплые чувства.
Я как то часто "примериваю всё (конкретные ситуации и т.д.) на себя", и когда через некоторые высказывания или прочее кажется что погружаешься в мышление какого-нибудь маньяка - приходит такой ужас, что "волосы в жилах стынут".
Особенно как примерно с началом полномасштабной войны в Украине пришло понимание, что есть такой "чужой" (alien) тип мышления, где нет ничего "человеческого", и эти "чужие" - не единицы на миллион, а окружают нас в весьма весомых процентах и почти никогда не дают о этих своих особенностях знать, пока не наступит какая-то особенная ситуация.

В общем, long story short, мне при таких сериалах плохой сон и плохое самочувствие в течение следущих дней гарантированы.

12.02.25 10:58
0 2

кажется что погружаешься в мышление какого-нибудь маньяка
Нужно привыкание. После того как я почитал книжки Джона Дугласа, первого директора отдела поведенческого анализа ФБР, все эти сериалы мне кажутся... несколько детскими.
12.02.25 13:10
0 0

Так наушник же мешает лежать на боку )
Помню, на кикстартере вложился в накладные наушники для сна Kokoon. За счет тонкости в них типа было комфортно спать, обещали ЭКГ и черта лысого. Потом их выпуск все переносили и переносили, мне надоело и я забрал деньги. Но они их все-таки выпустили в итоге. Потом скорефанились с Филипс и выпустили второе поколение, правда, уже не накладные, а, как бы сказать, не некбэнд, а хэдбанд, что ли. Не уверен, что они стоят тех 200 с гаком евро, что за них просят, но, тем не менее, наушники для сна существуют. А еще на али полно масок на глаза с блютусом, они тоже, в принципе, с задачей справляются.
13.02.25 00:39
0 0

Еще один исключительно полезный аксессуар - затычки в нос для расширения ноздрей (nazal dilator). Известно, что в течение суток ноздри у нас дышат неодинаково и какая из них более открыта - меняется в течение суток несколько раз. Мне, например, с возрастом стало некомфортно засыпать на левом боку, т.к. острее ощущаешь, как бьется сердце. Но если при этом в данный момент левая ноздря дышит лучше, то вариантов только два - вставить расширитель в нос, повернуться на правый бок и заснуть за 5 минут, или мучаться час-другой, пока ноздри не поменяются местами. А свет и звук в моем случае вообще не влияют ни на засыпание, ни на сам сон. Затычки бывают разной конструкции и на любом Амазоне их вагон и маленькая тележка. Ну и на всякий случай - это не про простудные проблемы, а про нормальные состояния любого носа!
11.02.25 14:10
1 2

затычки в нос для расширения ноздрей
11.02.25 14:35
0 9

Интересно, спасибо. Не задумывался.
11.02.25 15:23
0 1

Это очень специфическая вещь которая может помочь только маленькому проценту людей.
Между тем, получить повреждение носовой перегородки или другую травму в этой области во сне с ними - элементарно.
Кому позарез не приспичило, тем не надо даже и пробовать.
11.02.25 15:40
0 1

затычки в нос для расширения ноздрей
Есть еще спортивные расширяторы, они наклеиваются снаружи, это упругая наружу пластинка с пластырем. Хотя использовать это для сна...хм.
11.02.25 16:16
0 0

Каким боком с ними можно получить «повреждение перегородки»? Они а) не фарфоровые, а силиконовые, б) меня, по крайней мере, по носу во время сна никто не бьет и в) они клинически одобрены в США и других цивилизованных странах.
11.02.25 16:56
0 0

Да, и оно работает, но только у тех, у кого сухая кожа. У меня, например, они отклеиваются за минуту по понятной причине.
11.02.25 16:57
0 0

оно работает, но только у тех, у кого сухая кожа
Фиг знает, на турдефрансах вовсю используются, там с пОтом вааще все нормально, и по несколько часов, сравнимо со временем сна.
11.02.25 19:21
0 0

Да, и оно работает, но только у тех, у кого сухая кожа. У меня, например, они отклеиваются за минуту по понятной причине.
Нужен вариант с гвоздиками. Прибил, и порядок!
12.02.25 10:02
0 1

Между тем, получить повреждение носовой перегородки или другую травму в этой области во сне с ними - элементарно.
Если забивать в нос молотком? Другие сценарии слабо представляю. Тогда уж регулярное использование бирушей способствуют перетиранию веревочки, на которой уши держатся. 🙂
12.02.25 14:25
1 0