- Режиссер:
- Эльдар Рязанов
Когда я ругался на чем свет стоит, посмотрев предыдущий рязановский фильм "Старые клячи", одна из читательниц написала мне, что Рязанов как раз заканчивает работу над новой романтической комедией "Тихие омуты", где, как ожидается, он вернется к своему блистательному "рязановскому" стилю.>
Впрочем, после "Старых кляч", от которых мы с котом Бубликом были просто в шоке, я уже мало чего ожидал от "Тихих омутов". Однако кассету приобрел и фильм посмотрел, потому что такая у меня теперь планида - смотреть фильмы и писать о них, чтобы вы знали, на что стоит тратить свое время, а на что нет.
Предчувствия меня не обманули. Несмотря на то, что "Тихие омуты" Рязанов начинал снимать еще задолго до "Старых кляч", а потом был длительный перерыв в съемках, вызванный недостатком финансирования, картина все равно получилась очень слабенькой. Причем слабенькой - почти по всем фронтам...
***
Академик Каштанов (Александр Абдулов) - светило отечественной хирургии. Он блестящий хирург и ученый с мировым именем. Однако по этой причине, как говаривал Савва Игнатьевич, "нет равновесия в голове". Точнее, в его собственном доме, потому что жена Каштанова (Любовь Полищук) - стерва, змеюка и редкостная зараза, которая вертит своим именитым мужем как хочет, считая, что только она одна знает, что, как и когда он должен делать.
Но когда-нибудь этот мягкий и покладистый чайник должен вскипеть и взорваться (это я о Каштанове), что, собственно, и происходит: Каштанов кладет с большим прибором на билеты и путевку в санаторий, которые ему приготовила жена к отпуску, и уезжает из дома без вещей и без копейки денег. Куда? Никто не знает. Жена даже немного встревожилась и заявила в милицию об исчезновении именитого мужа, хотя это ей не помешало начать делать дома крутой евроремонт.
А тут еще выясняется, что из фонда имени Каштанова (который был создан как бы вопреки воле самого хирурга) кто-то украл совсем немножечко денежек - два миллиона долларов. Подозрение, разумеется, падает на Каштанова, и молодая журналистка (Оксана Коростышевская), услышав о пропавшем академике, вместе с оператором начинает проводить "журналистское расследование" об исчезнувших миллионах, так как она совершенно случайно узнала, куда именно слинял Каштанов.
Каштанов, между тем, вовсе не сбежал на Канары, а просто тихо-мирно уехал в деревню Тихие омуты, чтобы пожить буколической пейзанской жизнью, и в общении с природой подумать о смысле жизни, стерве жене и, может быть, изучить объектно-ориентированное программирование. Для этого он немного запаршивел, перестал мыться, надел телогрейку, кирзовые сапоги и устроился работать лодочником.
Однако через некоторое время на горизонте появилась негодяйская оторва-журналистка, и мечтам Каштанова о спокойной жизни пришел этот... как его... цейтнот! Потому что журналистка совершенно бесцеремонная и постоянно Каштанова провоцирует. То купается голышом (впрочем, как и полагается в этой идиллической деревне - вдалеке и со спины), то пьет водку с оператором под окнами Каштанова, шокируя академика развязным поведением, то вдруг становится вся такая ля-ля-фа-фа нежная и скромница, отчего Каштанов начинает пылать перезрелой страстью так, что полы телогрейки немного дымятся.
В этот момент, замечу, на Каштанова объявляется всесоюзный розыск и заводится уголовное дело о пропаже двух лимонов буказоидов. Каштанов об этом прекрасно знает и даже собирается ехать в Москву, чтобы восстановить честное имя, но его помощник, с которым академик поговорил по телефону, рекомендует Каштанову не ехать в Москву. Поэтому он туда и не едет. Ведь помощник порекомендовал. Подумаешь, всесоюзный розыск и дело о хищении двух лимонов.
А любовь с журналисткой закручивается нешуточная. Каштанов абсолютно теряет голову и даже представляет девчушку, которая за пару дней из совершенно отвязной журналюги превращается в девственницу-весталку, своим друзьям: бизнесмену Геннадию Хазанову и смотрителю заповедника Андрею Макаревичу. Друзья благосклонно отнеслись к появлению лолитообразной журналистки в жизни своего приятеля, и Хазанов даже благосклонно сказал: "Ну-с, посмотрим, на ком ты поскользнулся в свои пятьдесят лет" (я не шучу, это реальная фраза из фильма).
Короче говоря, Каштанов, что называется, запал по полной программе и даже собирается начать жизнь заново. И даже стерва жена, специально приехавшая в Тихие омуты, не может свернуть его с намеченного пути.
Однако приходит время академику возвращаться в Москву. И тут он, в самый разгар поздней любви, заявляет журналистке, что вернется к жене, потому что, цитирую, "Она только строит из себя сильную и волевую тетку, а на самом деле без меня пропадет", после чего предлагает журналистке встречаться на съемной квартире в понедельник, среду и пятницу с 17:12 до 21:14. (на этом романтическом моменте мы с Бубликом зарыдали в голос). Но журналистка - девушка гордая, поэтому она отказывается, тоже рыдая, правда, куда-то внутрь себя, и покидает Каштанова, не довезя его даже до города.
Каштанов возвращается к стерве жене, и начинаются его суровые академические будни, изредка прерываемые опостылевшими банкетами и поездками на Гавайи. Куда делись два лимона - никто так и не узнал, но появление Каштанова сняло все разговоры на эту тему.
На этом фильм и закончился. Хотя, перед самым Новым годом Каштанов ехал с женой за подарками и на противоположной стороне случайно увидел журналистку, сидящую в своем в дупель проржавевшем жигуленке. При виде машины, с которой у академика было связано столько романтических моментов, у него сдавило горло смокингом, а журналистка, увидев Каштанова, беззвучно заплакала и уехала в голубую даль, нарушив примерно тридцать четыре правила дорожного движения. Зрители все дружно тоже заплакали, выключили телевизоры и пошли по своим делам. А один из зрителей пошел стирать насквозь промокшего кота Бублика. Угадайте, кстати, кто это был?
***
Конечно, из уважения (очень искреннего и глубокого) к Эльдару Александровичу мне лучше вообще ничего не писать об этом фильме, но он снят и представлен на суд зрителей, поэтому я должен сказать о нем то, что думаю. Фильм, на мой взгляд, очень слабенький. К счастью, это не такой неимоверный кошмар, как "Старые клячи", но просто очень слабенький фильм. Сценарий совершенно беспомощный (что меня сильно удивило, так как Брагинский - автор великолепных сценариев к некоторым рязановским фильмам: достаточно вспомнить "Невероятные приключения итальянцев в России", "Служебный роман" и "Гараж"), а кроме того, он изобилует явными натяжками, нелепостями и несостыковками. Да и вообще, весь этот уход академика в буколическую деревню, безумно предсказуемая любовь с юной журналисткой, а потом никак не объясненное и никуда не клеящееся расставание, - выглядят очень беспомощно. Причем это очень хорошо чувствуется по игре весьма, на мой взгляд, сильного актера - Александра Абдулова. Он совершенно ничего не может сделать с этой ролью, стесненный сценарием и режиссурой, поэтому выглядит настолько бледно, что это просто удивительно.
Журналистка в исполнении Оксаны Коростышевской мне не понравилась совершенно. В роли "оторвы" она выглядела довольно искусственно, а когда "оторва" внезапно превратилась в "сестрицу Аленушку" - стала выглядеть еще более натянуто и неестественно. На мой взгляд, есть много молодых актрис, которые эту роль сыграли бы на порядок лучше.
Факт появления в эпизодических ролях Хазанова и Макаревича меня, если честно, изрядно раздражал. Особенно Макаревич в роли лесника, цитирующего Ахматову.
Впрочем, в фильме есть две роли, которые мне доставили истинное удовольствие. Они небольшие, но очень яркие. Трудно было ожидать от Любови Полищук (она играла стерву-жену) и блистательной Ольги Волковой (она играла оперативного работника милиции, расследующего дело о хищении двух миллионов), что они тоже будут сломлены этим слабеньким сценарием. Они и не сломались. Обе актрисы сыграли свои роли просто блестяще. Особенно Ольга Волкова. Что она вытворяет, когда приезжает в Тихие омуты, нарядившись в жуткое розовое платье со шляпкой, - это надо посмотреть. Но увы, эти две роли (замечу, эпизодические) так и не смогли примирить меня с фильмом.
Тень прежнего Рязанова проскальзывает только в самом конце, в сцене, когда главные герои встречаются, сидя в своих машинах. Пожалуй, если бы до этой сцены не было почти полутора часов совершенно невнятной мелодрамы, можно было бы и расчувствоваться. А так... К сожалению, этот эпизод выглядел, как ложка меда в бочке разбавленного компота. Увы, увы...
Надо ли смотреть этот фильм? Я думаю, что лучше не надо, чтобы не расстраиваться. Впрочем, я бы рекомендовал все-таки посмотреть сцены с участием Полищук и Волковой. Но только их.
Кстати, там звучит музыкальная тема Микаэла Таривердиева, которая почти один в один повторяет знаменитейшую его же мелодию из "Иронии судьбы". Зачем она вставлена в этот фильм - не очень понятно. К сожалению, он совершенно не похож на продолжение "Иронии судьбы"...
Зрелищность | 3 |
Актерская игра | 3 |
Режиссерская работа | 2 |
Сценарий | 1 |
слабенько
нет