Странные дни / Strange Days
19.05.2003 35147   Комментарии (0)

Последние дни уходящего 1999 года. ФБР, по воле сценариста Джеймса Кэмерона, придумало совершенно шикарное приспособление для того, чтобы следить за всякими шпионами, маскирующимися под честных людей, и за честными людьми, которых в природе, по мнению ФБР, не существует. Приспособление выглядит очень просто: это некая сеточка для волос, которую надеваешь на голову, после чего все, что ты видишь, а также все твои чувства, ощущения и впечатления записываются специальным устройством на диск. Этот диск можно вставить в специальный аппарат, надеть сеточку на голову и - на небольшое время стать как бы другим человеком, потому что вы не только видите то, что видел он, но и чувствуете все то, что чувствовал он.

Разумеется, было бы слишком жирно для ФБР держать такой прибор в исключительной собственности. Ведь если подумать, устройство открывает потрясающие возможности для получения совершенно невероятных, а главное - принципиально новых ощущений. Поэтому устройство, как водится, было украдено из спецслужб и растиражировано, хотя и нелегально. Причем, что интересно, им стали пользоваться вовсе не только порнографы. Конечно, мужчинам интересно, что чувствует девушка, принимающая душ. А также девушка, которая первый раз встречается с юношей. А также девушка, которая первый раз встречается с весьма зрелым мужчиной. А также девушка, которая первый раз встречается с девушкой. А также девушка... Впрочем, различные варианты интересных и возбуждающих средств перечислять будет слишком долго.

Но эротические переживания - только одна сторона медали. Представьте себе, что вы сможете ощутить то, что чувствует, например, экстремальный лыжник, спускающийся с невероятно крутого склона! Или грабитель, совершивший нападение на банк! Или аквалангист, погрузившийся глубоко под воду! Или юниксоид, настраивающий сервак под FreeBSD! Или гаишник, поймавший пьяного водителя, едущего на краденой машине без документов, на обгоне по встречной полосе. В общем, возможности - практически безграничны.

Бывший полицейский Ленни Неро (Рэйф Файнс) промышляет поставкой клиентам различных заказанных сюжетов: от порнухи до всякого экстремала. Однако полицейское прошлое Ленни дает о себе знать, поэтому Ленни категорически не связывается ни с какими записями убийств, хотя спрос на подобные сюжеты довольно велик. Ленни живет себе в свое удовольствие, зарабатывает неплохие деньги, ездит на крутой тачке и, вроде, вполне доволен судьбой, если бы не одно обстоятельство: Ленни не так давно расстался со своей женой Фэйс (Джульетт Льюис), но продолжает ее любить и от этого страдает. Сама же Фэйс не сильно грустит по бывшему мужу: она играет в ансамбле и с помощью своего нового дружка, главаря одной из бандитских группировок, надеется пролезть в большой шоу-бизнес.

Но на Земле скоро наступит 2000 год, а вместе с тем, кажется, приближается какой-то апокалипсис. Полиция звереет, преступники наглеют, напряжение, витающее в воздухе, становится почти физически ощутимым, - словом, совершенно ясно, что жди беды. И она к Ленни приходит в виде диска с очередным сюжетом, который Ленни просто подбросили. На диске запечатлено зверское убийство проститутки, которую Ленни знал. И по некоторым признакам Ленни понимает, что очень серьезная опасность, во-первых, грозит его бывшей жене, а во-вторых, ему самому. И Ленни приходится расследовать данное убийство и некоторые остальные, потому что убийство не прекращается, с помощью своей старой знакомой Лорнетт (Анжела Бассетт), работающей водителем-охранником, и с помощью бывшего напарника - полицейского Макса (Том Сайзмор).

***

Кэтрин Бигелоу всегда относилась к той довольно редкой ныне породе режиссеров, которые снимают фильмы далеко не только ради коммерческого успеха. Ее всегда интересовала психология человеческих взаимоотношений, природа насилия и то, почему насилие так соблазнительно выглядит на экране (Кэтрин неоднократно говорила об этом в своих интервью), - и она достигла весьма интересных результатов в исследовании этих проблем. "Странные дни" - один из самых крупных и довольно амбициозный проект Бигелоу - исключением не стал. Несмотря на то, что картина явно снималась в расчете на большую кассу и широкий прокат (автором сценария и продюсером фильма стал бывший муж Кэтрин Джеймс Кэмерон), Бигелоу осталось верной себе: сценарий фильма практически лишен традиционной мэйнстримной туповатости, различные футуристические исследования - проникновение в кусочек чужой жизни, новые технологии слежения и так далее - делаются не столько эффектов для, сколько ради попыток осмысления, к чему могут привести подобные достижения новейших технологий, которые действительно могут появиться в самое ближайшее время, а вопросы исследования различных психологических аспектов взаимоотношений персонажей (Ленни - Фейс, Ленни - Лорнетт) являются чуть ли не главными в фильме, несмотря на то, что основной картины, вроде бы, считается детективно-триллерный сюжет.

Увы (или "ура"), этот, безусловно, правильный подход Кэтрин привел к двум вещам: картина получилась очень хорошей, но в прокате практически провалилась. Несмотря на мастерство Кэтрин, умный сценарий и отличное продюсерское чутье Кэмерона, весьма недешевый в производстве фильм в прокате не окупил вложенных средств. "Странные дни" оказался слишком сложным в восприятии для мэйнстримовской публики (несмотря на то, что Кэмерон и Бигелоу постарались сделать все, чтобы этого избежать), и результаты проката настолько разочаровали Кэтрин, что она на пять лет вообще отошла от режиссуры.

Однако, повторяю, "Странные дни" - очень и очень достойный фильм. На мой взгляд - один из лучших фильмов подобного жанра. Впрочем, о жанре этой картины обычно ведутся довольно жаркие споры. Одни этот фильм относят к кибер-панку, и для этого, безусловно, есть все основания. Другие считают, что это намного более фантастический триллер. Третьи считают, что некая научно-фантастическая составляющая - всего лишь фон для социальной сатиры (с этим я тоже согласен) и попыток исследований различных тонкостей психологии отношений главных героев. Четвертые видят в картине достаточно динамичный и захватывающий детектив, изобилующий весьма резкими поворотами сюжета.

Что интересно, правы и первые, и вторые, и все остальные группы зрителей-критиков. Потому что фильм именно таков и есть: очень разноплановый и многожанровый. Однако у Бигелоу с Кэмероном эта многожанровость очень органична и, в отличие от многих других картин, не носит характер лоскутного одеяла, где один жанр совершенно не сочетается с другим. Здесь - все в меру, все очень монолитно и подчиняется довольно четкой общей задаче. Это и очень эффектный и зрелищный фильм, и одновременно попытки создателей фильма поразмыслить над довольно непростыми вопросами, которые на самом деле могут встать перед обществом очень и очень скоро. Таким образом, картина имеет как бы несколько слоев: поверхностный - детектив, фантастика, перестрелки и элементы боевика, поглубже - психология отношений, и совсем глубокий - различные социальные и футуристические вопросы, которые рано или поздно будет себе задавать любой человек, способный думать и анализировать.

Кроме того, нельзя не отметить прекрасный актерский состав картины. Здесь, в отличие от того же "Особого мнения", нет ни одной двадцатимиллионной звезды, зато актеры играют, а не носят себя по экрану. Рэйф Файнс, играющий Ленни Неро, мне очень понравился. В отличие от "классических" прямолинейных поделок, где главный герой, расследующий какое-то преступление, обязательно бугроват, мышцеват и суперменен от подбородка до вторичных половых признаков, в Ленни нет ничего суперменистого - ни в начале картины, ни в кульминационных сценах. Он занимается достаточно противозаконным делом, однако исповедует при этом весьма четкие принципы. Он часто сталкивается с весьма опасным миром и может за себя постоять, однако ему вполне ведом страх, и он старается не переть напролом, а решать проблемы с помощью ума, а не силы. 

Его морально-этические принципы несколько отличаются от тех, которые стараются привить в школе, однако он до сих пор любит свою бывшую жену, и нужно видеть, какими глазами он на нее смотрит, приходя в этот убогий клуб, где она выступает. При этом Ленни знает, что нынешний дружок Фэйс, бандюган, его запросто может убить, однако любовь к Фэйс пересиливает чувство страха и чувство самосохранения. Но при всем при том Ленни - вовсе не Пьеро с печальными глазами. Он просто обычный парень, зарабатывающий себе на жизнь не очень законными способами, у которого есть своя довольно сложная личная жизнь. А потом этот парень попадает в весьма непростые обстоятельства. Вот и все. Файнс это все сыграл, на мой взгляд, просто отлично: спокойно и без переигрывания, поэтому Ленни у него выглядит абсолютно естественным и натуральным.

Сайзмор и Бассетт, играющие двух, так сказать, ангелов-хранителей Ленни - тоже хороши. Особенно Бассетт, которая даже получила за эту роль премию Академии научной фантастики (вторую премию получила сама Бигелоу, и это были единственные две награды "Странных дней"). Однако лучшая роль в этом фильме - не у них и не у Файнса. 

Самая, на мой взгляд, прекрасная роль - у потрясающей Джульетт Льюис, сыгравшей Фэйс Джастин, бывшую жену Ленни. Льюис - великолепная актриса: очень многогранная, сложная, страстная и чувственная. Любое ее появление в какой-то картине - сразу заметно, потому что актрис, способных играть с таким накалом - причем самым настоящим, а не изображаемым - очень и очень мало. И в этом фильме Льюис играет блестяще. Причем не только играет. По фильму Фэйс поет в ансамбле, выступающем в злачном ночном клубе. Вы послушайте и посмотрите, как она поет. Все-таки, если человек талантлив, то он талантлив во всем. У меня мурашки по коже пробегали от того, как она пела, от того, что профессиональный музыканты называют словом "драйв". Потому что от Льюс исходит совершенно фантастический "драйв", который очень мало у кого можно встретить. Да и с точки зрения чисто игровых, а не музыкальных эпизодов - Джульетт тоже на традиционной высоте.

Резюмирую. Отличный фильм, который я считаю одним из лучших в жанре киберпанка - фантастического триллера - психологического детектива. Серьезные претензии у меня возникли только к концовке, но это традиционная кошмарная беда этого чертового Голливуда - ну не могут они обойтись без штампов, слюней и соплей. Исключения делаются крайне редко и практически только для фильмов, поставленных по очень известным литературным произведениям. Но и там они периодически ухитряются все переиначить. Жалко, что даже такие достаточно оригинальные люди, как Бигелоу с Кэмероном не смогли избежать этих штампов. Увы и увы. Тем не менее концовка - это последние пятнадцать минут длинного стосорокапятиминутного фильма, и даже ей не удалось испортить более чем благоприятное впечатление от "Странных дней". Тем более, что, несмотря на всякие дурацкости, которые я не буду перечислять, чтобы избежать спойлеров, у Бигелоу отлично получилось показать этот надвигающийся "апокалипсис" - начало 2000 года. Напряжение нагнеталось очень искусно, а масштабность зрелища обеспечивалось мастерством Кэмерона - большого специалиста в подобных сценах.

Я считаю, что этот фильм можно посмотреть всем. Однако напоминаю, что мои восторги - довольно субъективны. В прокате фильм практически провалился. Вероятно, потому, что любителей экшна раздражают всякие психологические эпизоды, а любителей более глубокого кино раздражают явное желание создателей картины сделать все-таки мэйнстримовский фильм. Но по мне - Бигелоу и Кэмерон сумели угодить и вашим, и нашим. Но так думают далеко не все.

 

© 1998–2024 Alex Exler
19.05.2003
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 5
Сценарий 4
Кратко о фильме:
хорошее кино
Нужно ли смотреть:
вполне можно
Комментарии 0