- Режиссер:
- Фред Кавайе
Отзыв кота Бублика
Немцы, евреи, французы, так интересно смотрится все это.
antoha174rus
Париж, 1941 год. Джозеф Хафманн (Даниэль Отей) - известный в городе ювелир. Ему принадлежит дом, на первом этаже которого располагается ювелирный салон, под землей есть подвал, в котором находится мастерская, а на втором этаже здания располагается квартира семейства Хафманн.
Джозеф держит помощника - некоего Франсуа Мерсье (Жиль Леллуш). Франсуа не сказать что очень хороший работник, но кого-то получше месье Хафманн пока не подобрал. Кроме того, Мерсье очень держится за это место: у него есть жена Бланш (Сара Жиродо), работающая в прачечной, они снимают убогую квартирку, и Франсуа надеется, что они вскорости сумеют оттуда выбраться в более приличное место.
Как ни странно, получилось так, что выбраться из той квартиры у них получилось очень быстро. В Париж вошли немецкие войска, Франция находится под нацистской оккупацией, в городе начинается перепись евреев, за которой наверняка последуют аресты, и месье Хафманн понимает, что ему с семьей нужно перебираться в более безопасное место.
Джозеф успел отправить семью в безопасную зону, но сам быстро уехать не смог, так как ему нужно решить вопросы со своей собственностью. Быстро продать дом и бизнес невозможно, а Хафманну приходится торопиться. И тогда он предлагает Франсуа сделку: ювелир временно передает Мерсье дом и бизнес, оформляя якобы продажу всего этого, а Франсуа обещает все передать прежнему владельцу, когда семейство Хафманн сможет вернуться в Париж. Мерсье будет продолжать вести ювелирный бизнес, также Джозеф разрешает ему с Бланш поселиться в его квартире наверху.
Франсуа, разумеется, соглашается - кто от такого в здравом уме откажется?!! Однако случается так, что Джозеф уехать так и не смог: ситуация очень сильно осложнилась и знакомый перевозчик отказался рисковать даже за большие деньги. И теперь Хаффман вынужден скрываться в подвале своего собственного дома, который ему теперь не принадлежит. Мерсье сильно рискует - за укрывательство евреев немцы запросто могут расстрелять, - но у него есть свои планы на ведение бизнеса и на самого месье Хафманна, ведь тот - очень искусный ювелир, Франсуа в этом с ним не идет ни в какое сравнение.
***
Мне "Прощайте, месье Хафманн" посоветовали в комментариях к рецензии на картину "Костюм", которая представляет собой фактически спектакль, но при этом смотрится увлекательно и захватывающе. Я поискал данные о фильме, выяснил, что там играют два замечательных французских актера Даниэль Отей и Жиль Леллуш, и понял, что обязательно буду его смотреть.
"Прощайте, месье Хафманн" - тоже фактически спектакль, где почти все события происходят в одном доме. Собственно, в основе сценария - одноименная театральная пьеса Жана-Филиппа Дегьерра. Действие разворачивается достаточно неторопливо, но - так же как и с фильмом "Костюм" - наблюдать за этим очень увлекательно. Тем более что здесь хватает достаточно неожиданных поворотов сюжета: начиная смотреть картину, ты вроде как понимаешь, как дальше будут развиваться события, однако создатели картины смогли меня удивить.
Даниэль Отей - один из лучших французских актеров, и он одинаково достойно выглядит в совершенно разных жанрах. Очень эмоциональный и рефлексирующий Виктор в "Прекрасной эпохе", жесткий и принципиальный начальник убойного отдела Лео в "Набережной Орфевр 36", бандит-романтик Гюстав во "Втором дыхании", при этом также Отей играл и недотепу Франсуа Пиньона в комедии "Хамелеон".
Здесь он играет семидесятилетнего еврея-ювелира, попавшего в крайне сложное положение, вынужденного скрываться в подвале своего дома, при этом он целиком и полностью зависит от своего недавнего помощника. Джозеф не проявляет особых эмоций, он, конечно же, испытывает страх, ведь его могут обнаружить и убить в любой момент, однако он себе не позволяет впадать в отчаяние и будет ждать, как развернутся события.
Даниэль Отей замечательно сыграл месье Хафманна: кажется, что роль не особенно сложная и не слишком выигрышная, но характер персонажа - хотя и не слишком выразительными средствами - продемонстрирован очень здорово, и мы в процессе просмотра немало узнаем об этом человеке.
Жиль Леллуш, наряду с Жаном Дюжарденом, один из моих самых любимых актеров, и он меня никогда не разочаровывает. Жилю отлично удаются роли всяких очаровательных раздолбаев - как, например, в картине "Маленькие секреты большой компании" или в фильме "Право на лево", - но одновременно он отлично выглядел в роли сурового и страшного мафиози в картине "Французский транзит", где, кстати, вторую главную роль сыграл Жан Дюжарден.
В данном фильме у него роль очень интересная. Он играет эдакого неудачника, который не имеет каких-то внятных перспектив, и вдруг совершенно неожиданно Мерсье попадает "из грязи в князи". Только что они с Бланш буквально нищенствовали и не знали, как из этого выбраться, и вдруг во мгновенье ока - у них есть и отличный дом, и бизнес, и состояние: в ювелирном салоне полно драгоценностей, Джозеф это не мог увезти. И очень интересно было посмотреть, как постепенно меняется этот человек, когда он попадает в совершенно иной социальный круг, в котором раньше просто по определению не мог оказаться.
Личность этого Франсуа Мерсье - довольно неоднозначная. С одной стороны, он не очень хорошо себя ведет по отношению к месье Хаффману: отказывается отправить письмо семье Джозефа, хотя уж отправка письма ему явно ничем не грозит. Но, с другой стороны, что ему мешало выдать ювелира немцам: того бы расстреляли и Франсуа после этого бы знал, что ничего никому он отдавать уже не должен? То есть все-таки какая-то совесть у него была, и он сильно рисковал, скрывая Хаффмана у себя в подвале. Но одновременно Мерсье проворачивает всякие собственные, не слишком хорошо пахнущие делишки.
В общем, персонаж непростой, и Лелуш, на мой взгляд, его сыграл отлично!
Очень понравилась Сара Жиродо, сыгравшая Бланш. Первоначально казалось, что Бланш - эдакая слегка стервозная дамочка, вечно всем недовольная. Однако этот персонаж в дальнейшем хорошо раскрылся, и с Бланш было связано немало интересных поворотов сюжета. Сара ее сыграла очень здорово: убедительно, реалистично, тонко и трогательно.
Ну и еще одна заметная роль в этой картине - немецкий офицер коммандант Юно, которого сыграл Николай Кински (Настасья Кински приходится ему сестрой по отцу). Коммандант - большой любитель драгоценностей, он подружился с Мерсье, и он настолько ценит работу ювелира, что даже выводит Франсуа в свет, в котором вращаются высокопоставленные немецкие офицеры и их любовницы. Любопытная роль, офицер получился очень характерный.
Хороший фильм, мне очень понравился. Вроде бы все достаточно простенько, но история интересная, в ней есть некоторые неожиданные повороты, и это все хорошо поставлено и прямо-таки здорово сыграно. Я считаю, что картина вполне достойна просмотра для тех, кто любит качественные фильмы-спектакли.
P. S. Кстати, у картины был кинотеатральный прокат, и она собрала неплохую кассу в $6,3 млн.
Зрелищность | - |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4+ |
хорошее кино
вполне можно
Я не сторонник СССР, не сторонник всяких коммунизмов и социализмов, но всё же, смотря эти фильмы и сопереживая этим людям, которые чисто по принадлежности к национальности, которая объявлена вне закона и обречена на уничтожение, понимаешь, что если бы не советские воины, обычные солдаты и сержанты – еврейского народа, по крайней мере в Европе, не было бы совсем!
"Но, с другой стороны, что ему мешало выдать ювелира немцам: того бы расстреляли и Франсуа после этого бы знал, что ничего никому он отдавать уже не должен? То есть все-таки какая-то совесть у него была, и он сильно рисковал, скрывая Хаффмана у себя в подвале." (с)
Серьезно, что мешало? Наверное то, что он бездарность, а рано или поздно заготовки ювелирки закончатся и надо будет выдавать новые шедевры для ценителей рейхстага, для этого он ему и нужен был.
Люблю Лелуша нежно уже давно, здесь у него прекрасная роль, рада за смену амплуа.
Отою уже ничего доказывать не надо, кстати стал похож с годами на реального Дастина Хоффмана, в любом случае фильм, после которого есть о чем подумать.
Также очень рекомендую "Человек в подвале" (2021) (нет, это не про ту войну), даже больше с нашей испанской темой окупасов перекликается - с Франсуа Клюзе, Жереми Ренье и Беренис Бежо, тоже после этого кино мыслительный процесс запускается.
Буквально недавно посмотрел прелестный фильм "Gatlopp".
Скрестили "Джуманджи" и жанр, когда участники вечеринки кладут телефоны на стол и ставят на громкую связь.
Снимай они это на бондарчуковсих щах - могло бы оказаться и шедевром мовизма, а так - просто глупостью окажется.
Режиссер Жан-Жак Анно не стал звать никого из известных актеров, так что никто не отвлекает на себя внимание. Картинка почти телевизионная, что добавляет реалистичности происходящего. Пожарные и само здание сохранили, и не допустили жертв, ода профессионализму.
Пишут, что они регулярно проводили учения по тушению, последний раз в 2018 менее чем за год, что явно помогло принимать правильные решения.
Также показали действия команды по спасению культурных ценностей.
30 млн евро пошли на реальные съемки, с минимумом графики.
Интересно деньги частные?