- Режиссер:
- Максим Пежемский
Слово, повторенное в фильме ровно 34 раза
экзистенциальная метафоричность фильма
не снизила толерантности брутального
постмодернизма концептуальных перверсий
рефлексирующего режиссерского нерва.
Вердикт кота Бублика
Похоже, что на фильме "Мама, не горюй" вполне качественный дуэт Максима Пежемского и Константина Мурзенко себя полностью исчерпал. Хотя дуэт был знатный. Ну, знаете, бывают такие ситуации, когда поодиночке два человека вроде ничего особенного собой не представляют, зато вдвоем рождают такую реакцию ядерного синтеза, что просто мама не горюй! В первом фильме мама абсолютно не горевала, потому что картина была наполнена весьма колоритными персонажами, забавно болтающими на некоем стилизованном под бандитский новояз языке, придуманном для них Мурзенко, и сразу завоевала любовь большого количества зрителей. Было что-то неуловимо притягательное в этой слегка абсурдистской криминальной комедии, где хитрованный майор квасил с уголовником Зубеком, киллер Ринат грустил по спивающейся балерине, владелец ночного клуба Миша натурально боялся жены Люды, запертой в гараже, и над всем эти бедламом парил чеканный профиль местного мистера Вулфа, решающего все проблемы, - Артура.
После этого фильма творческий тандем распался. Пежемский вообще долго ничего не снимал, а Мурзенко решил попробовать свои силы в режиссуре и сотворил достаточно странный фильм "Апрель", который мог бы быть очень плохим, если бы не Евгений Стычкин, и уж в любом случае никоим образом не "закрывал криминальную тему", что ему непонятно с какой стати определил один кинокритик. Выяснилось, что без Пежемского Мурзенко что-то теряет. Что-то очень важное. В результате "Апрель" получился полуфабрикатом: вроде тебе и криминальная тема, и все те же бандюки, и любовь, и диалоги с новоязом, и даже вездесущий Артур - ан нет, толком не получилось.
Пежемский же, как известно, никакого продолжения "Мамы" снимать не собирался. Закрытая тема и все такое. Что еще из нее выжмешь, когда морячок свалил в море, да и вообще - прошло уже столько лет? Однако продюсер Сергей Сельянов предложил Пежемскому снять что-нибудь эдакое, и Пежемский крутил-крутил, вертел-вертел, но ничего лучше не нашел, как все-таки засиквелить эту маму по самые не горюй. Сельянов с идеей был полностью согласен, ведь сиквел - он и в Африке сиквел. Давно апробированная технология. Даже если снять несусветное барахло, то кассу все равно можно отбить исключительно на названии, ведь фильм обязательно пойдут смотреть все фанаты первой картины, коих немало. А тут еще и набор актеров, в общем-то, совершенно фантастический - почти все нынешние звезды. Попробуй, набери такой набор на новый фильм! А на "Мама не горюй 2" - пойдут (ну разве что кроме отца Иоанна, который сейчас играется в совсем другое кино), потому что старому фильму чем-то действительно обязаны.
Мурзенко не хотел писать сценарий ко второй "Маме". Пежемский его и так звал, и эдак, а Мурзенко все, цитирую Пежемского, "раз, железное плечо такое, иди от меня и прочее". В общем, не сложился тандем. Хотя Мурзенко в конце концов все-таки прошелся по сценарию своим диалоговым пером (по косвенным сведениям, получилось не пойми что, и Пежемский практически все выкинул), а также снялся в эпизодической роли - вполне кошмарно сыграл крупье.
Чтобы хоть как-то спасти этот заранее провальный проект, Пежемский решил сделать, так сказать, социальную сатиру. Основа сюжета "Мама не горюй 2" - выборы в небольшом городке. Кандидатов на выборах два, и оба хорошо знакомы зрителям из первого фильма: алкаш-прокурор (Сергей Колтаков) и криминальный авторитет Турист. Морячок (Панин) возвращается из криминального плавания для свидания с женой и застает ее вместе с прокурором (тот, так сказать, выступает перед электоратом, по привычке нажравшись). Морячок бьет прокурору физиономию и садится на весь фильм. Приглашенные помощницей прокурора Луизой Сергеевной (Вера Воронкова) московские "пЕарщики" (Ефремов и Бондарчук) используют помятую физиономию прокурора в рекламных целях: мол, в городе разгул преступности и только кандидат-прокурор сумеет обуздать весь этот беспредел.
Помощники Туриста - два амбала Свара (Владимир Епифанцев) и Дрон (Спартак Сумченко) - занимаются туристической рекламной кампанией, для чего досрочно выпускают из тюрьмы группу уголовников во главе с Зубеком (Евгений Сидихин) и Гитлером (Иван Бортник). Зубек, как водится, тут же попадается господину майору, и два старых другана начинают квасить. Зубек в тюрьме перевоспитался: начал любовь по переписке с балериной Ксенией, поэтому говорит практически только стихами, из бандитизма уходит и хочет создать с Ксенией крепкую ячейку общества.
Чтобы избежать неожиданностей, команда прокурора приглашает к сотрудничеству решающего проблемы Артура (Гоша Куценко). Артур традиционно пытается развести и тех и других, но у него уже как-то не очень получается - видать, постарел, потерял былую легкость.
А над всем этим порхает pussy-vagon - розовый лимузин, набитый идиотками из группы "Штучки". Две штучки из трех беременны, у одной из них постоянно набухают соски - в общем, юмору будет - я вас умоляю.
***
Как и ожидалось, мертворождаемый сиквел вполне себе мертвородился. Ребеночек получился кривенький, косенький, хромающий на обе ноги, но что самое печальное - все его ужимки и прыжки не вызывают даже и тени улыбки. Пежемский прямо-таки с ученической старательностью вызвал из первого фильма всех колоритных персонажей и попытался заставить их повторить старые трюки, но смотрится это в большинстве своем до того убого, что лучше бы он все-таки этого не делал.
Хуже всего дело обстоит с уголовничками. Сидихин и в первом-то фильме на отмороженного "уральца" не очень-то тянул, а здесь из него сделали что-то настолько невнятное, что прям больно смотреть. Нет, он, конечно, в начале гаркнул что-то боевое из серии: "А ты шконку-то нюхал?" - но потом тут же расплылся в мягкой улыбке и весь фильм проходил в розовых слонах, мечтая о своей "Катерине Матвеевне" - балерине-алкоголичке. За появление этой балерины и соответствующую любовную линию Пежемского нужно как минимум отправлять надзирателем в женскую тюрьму - не более и не менее.
С Гитлером тоже все плохо. У Бортника есть известная беда: затаскивать коронные словечки своих персонажей до полного непотребства (достаточно вспомнить этот убогий "гребаный Экибастуз", который он в "Антикиллере 2" повторил раз двести), ну и здесь - все то же самое. Кроме того, совместными усилиями Пежемского и самого Бортника выступления Гитлера настолько чудовищно убоги и невнятны, что лучше бы они его сгноили в тюрьме.
Майор в исполнении Чиндяйкина как-то совершенно потерял весь свой колорит и всю свою хитрованность, так что выглядит совершенно невнятно. Кроме того, Чиндяйкина в первом фильме озвучивал какой-то другой актер, причем озвучил классно, и по сравнению с первым фильмом родной голос Чиндяйкина, звучащий в сиквеле, слушается весьма непривычно, потому что в первой части большая часть емкого типажа господина майора строилась на весьма характерной манере говорить.
Куценко-Артур в этом фильме вообще, как говорится, не при делах. Что он там делает, кого "разводит" и зачем - Артур и сам толком не знает. Вроде бы должен кого-то развести, вроде бы кого-то куда-то отправил, вроде бы все как-то не сложилось - короче говоря, из реального пацана Артур превратился в какую-то статую Командора: все понимают, что Артур тут должен быть, но что этот Артур должен делать - никто так и не придумал.
Единственное, что слегка
оживляет это безобразие, - так это новые
персонажи. Нет, это вовсе не московские
пиарщики, лениво изображенные Леликом
и Болеком Бондарчуком и Ефремовым.
Я говорю о Сваре с Дроном - помощниках
Туриста, подставленных Артуром. Не то
чтобы они могли искупить общий фон
полной безнадеги, возникающий при
взгляде на то, как Пежемский гробит всех
героев первого фильма, однако типажи
новые и, в общем-то, достаточно забавные.
Некоторые сцены с ними - весьма неплохи.
Единственный старый персонаж, который выглядел как раз именно так, как нужно, - это прокурор в исполнении Сергея Колтакова. Хотя мне приходилось от зрителей слышать мнение, что, дескать, он сыграл ужасно, что это какой-то совершенно деревянный и нежизненный персонаж и что уж лучше полностью остекленевший в этом фильме Артур, чем такой прокурор... Так вот, друзья мои, прокурор - самый что ни на есть реальный прокурор-кандидат. И его деревянное общение с электоратом, и крики во время беседы Луизы с московскими пиарщиками, и руководство штурмом, и теледебаты - ну просто один в один! Совершенно жизненный депутат - точно вам говорю, потому что я многих из этих депутатов наблюдал, к сожалению, живьем во всей их красе.
Резюмирую. Фильм был задуман по принципу "срубить бабла на сиквеле", снят по этому принципу, ну и в результате, что неудивительно, получился весьма слабенький продуктик, порочащий название первого фильма, ставшего действительно культовым. Теперь культовости поубавилось. Старый обветшалый цирк со спившимся дрессировщиком (я образно) попытался сработать на старых трюках - не получилось. Зато несколько молодых клоунов (тоже образно) хоть как-то скрасили впечатление. Но в общем и целом - грустно, девицы. Бездарное кинцо - вот и весь наш с Бубликом сказ.
P. S. Вопрос - какого
нехорошего слова они туда засунули
мелодию из "Черной
кошки, белого кота" Кустурицы? Это,
девицы, уже не грустно, это уже беспредел
какой-то... Впрочем, выяснилось.
Пежемский все объяснил, цитирую: "Нам
подложил свинью монтажер - поставил
из Кустурицы вещь, и
***
Зрелищность | 3 |
Актерская игра | 3- |
Режиссерская работа | 2 |
Сценарий | 2 |
отстой
нет