- Режиссер:
- Аки Каурисмяки
Там любят слушать всякое дерьмо.
Ключевая фраза из фильма
Отзыв кота Бублика
Где-то в Сибири в клане длинных-предлинных чубчиков и длинных-предлинных остроносых носков у ботинок живет себе фольклорная музыкальная группа "Ленинградские ковбои". Они играют различные фольклорные мелодии вроде "Полюшко-поле" и мечтают о мировой славе или хотя бы о паре копеечек за выступление.
Но слава, однозначно, грядет, потому что у группы есть менеджер с очень серьезными намерениями - Владимир (Матти Пелонпяя). Владимиру палец в рот не клади и в ухо не дуй - он сам может дунуть так, что все ваши денежки перекочуют в карман Владимира, после чего он уже поделится с "Ковбоями". Скорее всего. А может, и не поделится - парней ведь надо держать в строгости!
Однако пока до славы еще далеко. Большой партейный начальник, для которого Владимир устроил специальное выступление группы в сарае, категорически сказал на непонятном языке, что у группы нет никаких коммерческих перспектив. Езжайте в Америку, посоветовал начальник. Там любят слушать всякое дерьмо.
А что, хорошая мысль, подумал Владимир, после чего скомандовал команде построение, и "Ковбои" в полном составе отправились на ближайший аэродром, чтобы лететь рейсом Урай - Нью-Йорк. Некий Игорь (Кари Вяянянен) - изгой клана, не имеющий ни огромного чуба, ни остроносых ботинок - пытался было увязаться за ними, но ему сурово отвыкли, намяв бока.
Но своего бас-гитариста, замерзшего насмерть во время ночной репетиции в Сибири, "Ковбои" с собой взяли - хотя и в гробу. Потому что глава клана, выдавая Владимиру деньги на путешествие, сказал: "Возьмите с собой труп басиста. Пусть хоть посмотрит мир".
В дороге, строго сказал Владимир, учите английский. Потому что в Америке не любят иностранные группы, так что будем выдавать себя за американцев.
Прилетев в Нью-Йорк, группа сразу отправилась к импресарио, которого нашел Владимир. Тот послушал унылые завывания "Ковбоев" и сказал, что в Америке, конечно, любят всякое дерьмо, но это имеется в виду рок-н-ролльное дерьмо, а не вот такое непонятно какое. Езжайте, сказал импресарио, в Мексику - играть у моего брата на свадьбе. В Мексике, пояснил импресарио, любят любое дерьмо - все-таки Мексика.
Делать нечего, Владимир с группой отправляется покупать машину, ибо до Мексики - путь не близкий. В результате покупки у них сразу закончились деньги, так как группа решила, что негоже им путешествовать на какой-то развалюхе, поэтому владелец магазина подержанных машин (Джим Джармуш) раскрутил Владимира аж на 700 долларов - за подержанный "Кадиллак".
Владимир перед началом поездки выдал музыкантам ноты с рок-н-роллом и категорически указал изучать новое музыкальное направление - мол, без этого денег не заработаешь.
И группа начинает свое триумфальное путешествие по стране в сторону Мексики. В пути их ждет масса выступлений в задрипанных кабачках и клубах, причем не все владельцы этих кабачков смогут пережить нашествие "Ленинградских ковбоев".
Владимир будет проявлять эгоистические и диктаторские замашки, чем в конце концов вызовет бунт на корабле. А за группой через всю Америку будет следовать Игорь - тот самый изгой, которого не взяли. Он прилетел в багажном отделении и все равно присоединится к группе, чего бы это ему ни стоило!
***
Аки Каурисмяки - финский режиссер (он также продюсер, сценарист, актер, монтажер и художник) с русскими корнями - его предки носили фамилию Кузьмины, его родители познакомились в Выборге. Впрочем, по-русски Каурисмяки знает только одну-единственную фразу: "В детстве жизнь Максима Горького была очень тяжелой".
До фильма Каурисмяки никакой группы "Ленинградские ковбои" не было. Однако существовала команда горячих финских парней под названием Sleepy Sleepers (что можно перевести как "Сонные спящие"), которая выступала на всяких затрапезных площадках, играя каверы песен западных групп и обработки русских народных песен.
Каурисмяки, который не так давно переквалифицировался из почтальонов в режиссеры и ходил в статусе "молодого, но подающего надежды", как-то увидел выступление группы, и у него созрел замысел комедии о странноватой группе из далекой Sibir', которая отправляется завоевывать Америку, покупает автомобиль на барахолке и там путешествует по городам и весям в поисках своей Исполнительской мечты - мексиканской свадьбы. (Заметим, что до появления "Бората" оставалось еще 17 лет.)
Каурисмяки взял Sleepy Sleepers в их полном многочисленном составе, придумал им характерный видок - Элвисы Пресли после месячного запоя и полугодичного отказа от парикмахерских, снабженные ботинками с носами по полметра, - и дал группе новое название "Ленинградские ковбои", потому, что, во-первых, из России, а во-вторых, выступают в Америке, так что название должно быть близким простым американцам.
На роль менеджера с тираническими наклонностями, персонажу которого Каурисмяки дал имя Владимир и фамилию своих предков - Кузьмин, режиссер пригласил своего любимого актера - колоритнейшего Матти Пелонпяя, который у него уже снялся в трех фильмах и одной короткометражке.
Джим Джармуш, большим поклонником творчества которого являлся Каурисмяки, непонятно какими путями согласился появиться в картине в камео - он сыграл малюсенькую роль торговца подержанными автомобилями, у которого команда покупает "Кадиллак".
Так что у него в итоге получилось? "Ленинградские ковбои едут в Америку" - это такое легкое, слегка психоделическое роуд-муви, которое, с одной стороны, чем-то отдаленно напоминает "Братьев Блюз", "Черную кошку, белого кота", "Шестиструнного самурая", ну и некоторыми постановочными ходами - определенные фильмы Джармуша, но при этом - кино вполне оригинальное и не смотрится подражательным или заимствованным. (При этом мы помним, что по крайней мере "Черная кошка, белый кот" и "Шестиструнный самурай" сняты через много лет после данного фильма.)
Обстановку легкой шизухи дополняют своеобразный финский юмор Каурисмяки, а также определенные особенности - например, большинство персонажей картины ведут себя по-северному сдержанно, а в какой-то момент начинают вдруг очень забавно гримасничать.
Порадовало то, что в фильме нет ни одного штампа, которые бы просились к данному сюжету. Ни в одном из задрипанных кабаков, в которых выступает группа, их не ждет бешеный успех - несмотря на то что они стали исполнять что-то более или менее американское: от рок-н-ролла до кантри.
Второй интересный момент - Каурисмяки, как это проявлялось в большинстве его фильмов, ненавидит лакировку действительности, поэтому предпочитает показывать скорее изнанку крупных и мелких городов, нежели их фасады. Так что вся Америка и Мексика в фильме - это дымящиеся трубы, промышленные районы, убогие заведения, обшарпанные гостинички и сортиры жуткого вида. К любому из этих городишек, показываемых в фильме, подходит определение "Жопа мира" - даже к отвязному Нью-Йорку.
Однако эта мрачноватая обстановка вовсе не вгоняет зрителей в депрессию. Потому что, несмотря ни на что, путешествие команды проходит хорошо - они изучают новые стили, видят изнанку интереснейших мест и даже когда всю компанию сажают в кутузку на недельку - полиции их приходится выпустить досрочно, потому что ну кто, скажите на милость, сможет выдержать барабанные упражнения этих ковбоев несколько дней подряд?
Матти Пелонпяя отлично сыграл этого менеджера с авторитарными замашками. Такой классный персонаж получился - просто блеск. Некоторые сцены с ним - совершенно замечательные, особенно когда он величественным жестом дает команде сетку с репчатым луком - мол, наслаждайтесь едой, - а сам скрывается за углом и грызет какую-то вкусняшку из пакета. Ну и ставшая уже классикой сцена с его ужином в ресторане и "упаковкой для собачки".
Музыкальные номера здесь также играют определенную роль. Приятно то, что они все - достаточно разнообразные по стилю. И тебе обработка русских песен, и рок-н-ролл, и кантри, и мексиканские песенки - в общем, полный комплект. Причем в разных композициях на первый план выходят различные инструменты (как там гримасничал аккордеонист, когда он играл "первую скрипку", - это что-то) и различные солисты-певцы. Впрочем, оно, конечно, по уровню - далеко не "Красные Элвисы", но команда тем не менее очень забавная.
Фильм мне понравился - несмотря на то что я его посмотрел только сейчас. (Его сняли аж 23 года назад.) Я люблю веселую шизуху, я люблю хорошее авторское кино - здесь это все присутствует. И картина, как ни странно, до сих пор не потеряла своей актуальности: вот прям так и хочется все бросить и начать путешествовать по Америке, бренча по кабакам на саратовской гармошке "Ob-la-di, Ob-la-da".
Этот фильм по версии журнала Empire входит в список "105 лучших фильмов мирового кино, снятых не на английском языке" (93-е место). При этом забавно то, что в картине в 95% случаев говорят как раз на английском, - они же изображают американскую группу. По этой причине фильм лучше всего смотреть в оригинале - у них очень забавный английский, особенно у Владимира. Взять можно вот здесь - английская дорожка, дубляж, русские субтитры.
Кстати, через семь лет после выхода этого фильма Каурисмяки снял продолжение под названием "Ленинградские ковбои встречают Моисея" - это о том, как "Ковбои" встречают своего бывшего менеджера Владимира, пропавшего в Мексике: он теперь называет себя Моисеем и ведет "Ковбоев" из погрязшей в пучине разврата Америки в Землю обетованную, то есть в Сибирь.
Я это продолжение из интереса посмотрел. Фигня полная. Вместо веселой шизухи - тоскливая шизуха, в которой Каурисмяки пытается повторять находки из старого фильма, и, за очень редкими исключениями, это все смотрится довольно убого. Кроме того, возникает впечатление, что у них сценария вообще никакого не было - просто колесили от Франции до России, периодически останавливаясь, чтобы хоть что-то снять - так, на всякий случай. Также не очень понятно, что там случилось с самими "Ковбоями": из старой группы осталось человек пять, которые называются "мексиканским отделением нашего оркестра" и в выступлениях участия почти не принимают. Вместо них - какие-то новые ребята в костюмах якобы отличников боевой и политической подготовки Советской армии, которые и выступают.
Из музыкальных номеров запоминающихся было только два: песня на французском, которую исполнял агент ЦРУ (был там такой дурацкий персонаж) и очень яркое соло на гитаре во время исполнения на французской свадьбе.
В остальном - полная ерунда, на редкость неудачный сиквел.
P. S. Каурисмяки также снял еще пару короткометражек с "Ленинградскими ковбоями", но они были посвящены выступлению "Ковбоев" в одном из клубов Лос-Анджелеса - фильм "Лос-Анджелес без карты", а также выступлению "Ковбоев" в их шоу Total Balalaika Show совместно с Ансамблем песни и пляски Красной армии им. Александрова - фильм "Ленинградские ковбои встречают Ансамбль Красной армии им. Александрова".
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 4- |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
забавно
можно
Есть маленькая ошибка которая сразу бросилась в глаза... "Где-то в Сибири в клане длинных-предлинных "
Тут вообще разговор не о Сибири... может первод дурной попался...
Фильм рассказывает о горе -музыкантах, живущих в Лапландии (ну как вы догадались это территория финляндии). И за не имением работы эти чудаки рванули в штаты в поисках денег и славы. А фильм был снят во время пика популярности финской одноименной группы вот собственно их сайт www.leningradcowboys.fi . Говрит о том что данный синема "сиквел" или "ремейк" не много не правильно.
Стоит заметить что фимльм снял Каурисмяки один из самых заметных режисеров скандинавии. Многие знатоки скандинасвкого кино утверждают что именно "лениградские ковбои едут в америку" стал стартом в его карьере. Скорее всего да. Еще не маловажный момент, Каурисмяки имеет Российские корни, а если быть точнее, то Карельские. при желании можно найти массу информации.
В общем мое мнение таково, если кому интересно, фильм для ценителей и знактоков скандинавского кино. Любителям Рокки, Рембо и фанатам "Назад в будущее" лучше не смотреть. Кстати по сравнению с фильмом "Блюзовые братья" фильм смотрится интересней. и на последок фильмография Каурисмяки.
как вы поняли из ВИКИ!.
1983 — «Преступление и наказание» / Rikos ja Rangaistus
1985 — «Союз Каламари» / Calamari Union
1986 — «Тени в раю» / Varjoja paratiisissa
1987 — «Гамлет идёт в бизнес» / Hamlet liikemaailmassa
1988 — «Ариэль» / Ariel
1989 — «Ленинградские ковбои едут в Америку» / Leningrad Cowboys Go America
1990 — «Девушка со спичечной фабрики» / Tulitikkutehtaan tytto
1990 — «Я нанял убийцу» / I Hired a Contract Killer
1992 — «Жизнь богемы» / La vie de boheme
1993 — «Ленинградские ковбои встречают Моисея» / Leningrad Cowboys Meet Moses
1994 — «Береги свою косынку, Татьяна» / Pida huivista kiinni, Tatjana
1996 — «Вдаль уплывают облака» / Kauas pilvet karkaavat
1999 — «Юха» / Juha
2002 — «Человек без прошлого» / Mies vailla menneisyytta
2002 — «На десять минут старше — Труба» (эпизод «Собаки не отправляются в ад») / Ten Minutes Older: The Trumpet (segment Dogs Have No Hell)
2006 — «Огни городской окраины» / Laitakaupungin valot
2007 — «У каждого своё кино» / Chacun son cinema — эпизод «Литейный цех»
2011 — «Гавр» / Le Havre
Я просто житель города Урай, соответственно и интересно стало 😄
Да просто ткнул пальцем в произвольный город на карте 😉
Алекс, если Вы его не смотрели, то посмотрите обязательно, это лучший фильм Джармуша, который он снял до "Мертвеца".
Может имелся в виду "сиквел" ?
Конечно, спасибо, поправил.