Рейтинг Экслера: 8,0
- Режиссер:
- Тайка Вайтити
Отзыв кота Бублика
Да, пока не хочу входить в детали, но «Джоджо Рэббит» - кошмар какой-то. Абсолютно мимо всё: сценарий, актеры, оператор, декорации. Чувствовал себя неловко (не говоря о том, что ни разу не улыбнулся и не почувствовал себя растроганным). Вообще надо уметь снять фильм о нацизме и холокосте, где самый симпатичный персонаж - Гитлер.
Антон Долин
Десятилетний мальчик Йоханнес Бетцлер (Роман Гриффин) живет в нацистской Германии в 1945 году. Он состоит в детской фашистской организации "Юнгфольк" и мечтает в будущем стать телохранителем самого Гитлера.
Йоханнес настолько одержим идеями нацизма, что к нему в мечтах периодически является его воображаемый друг - Гитлер (Тайка Вайтити). Ну, знаете, у Малыша был Карлсон, который живет на крыше, а у Йоханнеса есть Гитлер, который мечтает весь мир поставить на колени. Впрочем, воображаемый друг Йоханнеса Гитлер - довольно симпатичное создание: он поддерживает и ободряет мальчика.
А Йоханнесу ободрение нужно. Он отправился в тренировочный лагерь "Юнгфолька", руководит которым капитан вермахта Кленцендорф (Сэм Рокуэлл). Со своими помощниками Финкелем (Алфи Аллен) и фрейлен Рам (Ребел Уилсон) Кленцендорф готовит подопечных детей к службе в рядах гитлеровской армии.
Однако выяснилось, что Бетцлер не слишком подходит на роль неустрашимого и не знающего жалости арийского воина. Первое же простейшее задание свернуть живому кролику башку Йоханнес провалил. И его за это тут же прозвали кроликом Джоджо. Впрочем, воображаемый друг Гитлер говорит, что на это нечего обижаться: мол, кролики - они шустрые и хитрые, так что Джоджо еще обведет вокруг пальца всех, кто над ним насмехается.
Вернувшись из тренировочного лагеря в дом своей мамы Рози (Скарлетт Йоханссон), Джоджо вдруг обнаруживает, что в простенке комнаты его сестры Инги, умершей во время войны от болезни, живет подруга Инги - еврейская девочка Эльза Корр (Томасин Маккензи). Как верный наци Джоджо собирается немедленно донести на девочку в гестапо, однако Эльза объясняет, что тогда гестапо заберет и Рози, и Джоджо - за укрывательство еврейки.
Тогда Джоджо решает воспользоваться положением и как следует выспросить у Эльзы, кто вообще такие эти богомерзкие евреи, а главное, как научиться различать их среди обычных людей. Джоджо напишет об этом книгу, которая наверняка пригодится его организации "Юнгфольк".
***
Литературная основа сценария - книга новозеландской писательницы Кристин Лененс "Птица в клетке" (ее дедушка Гийом прошел через концлагерь в 1940 году). В книге рассказывается об австрийском мальчике Йоханнесе Бетцлере, родившемся в Вене, который поступает сначала в "Юнгфольк", затем в гитлерюгенд, а потом узнает, что его родители скрывают дома еврейскую девочку, и этот факт вступает в жесткую конфронтацию с мировоззрением мальчика.
Книга - очень серьезная и драматичная, никакого воображаемого друга Гитлера в книге у мальчика не существует, а самому мальчику предстоит пройти через очень серьезные трансформации сознания.
Новозеландский режиссер Тайка Вайтити, который в последнее время из известного регионального режиссера стал фактически мировой знаменитостью - после того как компания Marvel доверила ему поставить триквел "Тор: Рагнарёк" и Вайтити с этой задачей справился просто блестяще, - получил возможность поставить картину по этой книге именно так, как он хотел.
Тайка в сценарии и в постановке заметно изменил тон повествования. Несмотря на показанные ужасы нацизма - повешение противников гитлеризма, расстрел пленных, - это скорее такая добрая сказка, в которой даже убийства людей кажутся ненастоящими, воображаемый Гитлер - по крайней мере большую часть картины - кажется добрым другом для Джоджо, а всякие нацики и даже гестаповцы - такие слегка опереточные, буффонадные.
Тем не менее я читал, что сама писательница Кристин Лененс очень высоко оценила и сценарий Тайки Вайтити, и его интерпретацию ее книги в фильме, и она неоднократно очень лестно высказывалась в адрес режиссера.
Начало картины и все эпизоды тренировочного лагеря у поклонников замечательного независимого режиссера Уэса Андерсона тут же вызывают в памяти картину "Королевство полной луны". Вместо лагеря бойскаутов - лагерь "Юнгфолька". Вместо мальчика Сэма Шэкаски - мальчик Йоханнес Бетцлер. Вместо скаут-мастера Уарда - капитан Кленцендорф. Вместо борьбы с вредителями - сжигание книг. Вместо запуска петард - рисование карикатур на евреев. Ну и после побега из лагеря Сэм встречает Сюзи, а Йоханнес встречает Эльзу.
И чисто стилистически все это поставлено очень похоже: яркие краски, слегка акварельная картинка, обстановка несколько печальной, но именно сказки.
Однако это не смотрится как прямое заимствование, тем более что после лагеря эти картины рассказывают уже о совершенно разных вещах. Скорее Тайка просто хотел поместить нацистский детский лагерь в антураж эдакого инди-кино, одним из ярчайших представителей которого является Уэс Андерсон.
Ну и дальше зрителям показывают историю быстрого взросления мальчика Джоджо и постепенного его осознания того, насколько истинная картина мира различается с тем, что ему вбивали в голову нацистские воспитатели.
Поставлено это, на мой взгляд, просто замечательно. Вайтити очень точен в оттенках и интонациях. Если его "Реальные упыри" - это совершенно чудесная пародийная комедия, то "Кролик Джоджо" - тонкая и аккуратная трагикомедия, где слово "комедия" вовсе не говорит о том, что в картине есть над чем посмеяться (смешного тут на самом деле ничего нет), а означает тот факт, что это все-таки не чистая драма. Это почти сказка, которая, с одной стороны, некоторых персонажей показывает в эдаком буффонадном ключе, но, с другой стороны, в ней говорится об очень важных вещах: о том, как легко заморочить детям головы человеконенавистническими и нацистскими идеями, о том, насколько привлекательными для детей эти идеи могут выглядеть, и о том, как тяжело детям начинать понимать, что взрослые их просто-таки подло обманули.
И на этом фоне история знакомства и дружбы мальчика Джоджо и девочки Эльзы показана очень тонко и трогательно, причем вовсе без какого-то нарочитого выдавливания слезы.
Главные детские роли - совершенно замечательные. Что мальчик Джоджо в исполнении Романа Гриффина Дэвиса, причем замечу, что это его самый первый фильм, что девочка Эльза в исполнении Томасин Маккензи, которая в сравнении с Романом уже достаточно опытная актриса - она сыграла в одиннадцати фильмах и сериалах. Они оба - очень и очень хороши! Ну и отмечу, что как режиссер Тайка Вайтити умеет работать с детьми-актерами не хуже, чем Уэс Андерсон.
Маму Джоджо Рози сыграла Скарлетт Йоханссон, и она меня просто поразила! Я вообще к ее актерским способностям отношусь без всяких восторгов: в большинстве фильмов, на мой взгляд, она берет яркой внешностью, а не актерской игрой, но вот здесь - роль прямо-таки выдающаяся!
Рози ненавидит Гитлера и то, что он сделал с ее страной. Она также ненавидит Гитлера за то, что он сделал с ее ребенком, который теперь - эдакий маленький наци. Но она, конечно же, очень любит своего Йоханнеса и старается общаться с ним так, чтобы не вызвать у мальчика того самого когнитивного диссонанса, когда его наставники для мальчика создают одну картину мира, а его мама живет в совершенно другом представлении того, что происходит вокруг. Рози должна быть очень аккуратна в общении с сыном, и она очень осторожно пытается дать ему понять, о чем она сама думает и что чувствует.
И там есть одна изумительная сцена, когда ребенок спрашивает об отце, который давно ушел на войну и там, судя по намекам как Кленцендорфа, так и Рози, то ли дезертировал, то ли ушел в Сопротивление, - и Рози, нарисовав на лице бороду, одновременно изображает и отца Джоджо, и себя.
Вот прям поразила Скарлетт, просто поразила, роль - удивительная и очень яркая!
Сам Тайка Вайтити прелестно изобразил воображаемого друга Гитлера. Гитлер, с одной стороны, очень забавен, но, с другой стороны, в воображении мальчика он тоже проходит ряд последовательных трансформаций, превращаясь из доброго друга в символ тех нацистов, которые Джоджо обманывали.
Очень люблю актера Сэма Рокуэлла - он никогда и нигде не разочаровывает. И здесь его персонаж, как ни странно, даже скорее положительный, несмотря на то что он вроде как капитан вермахта и дрессирует молодое пушечное мясо для Гитлера. Но Кленцендорф - инвалид, у него нет одного глаза, он постоянно потягивает шнапс из фляжки, поэтому находится в состоянии легкой эйфории, явно питает непозволительно нежные чувства к своему главному помощнику, безукоризненному белокурому арийцу Финкелю, и в своих изысканиях Кленцендорф - очень и очень забавен. Рокуэлл его сыграл прекрасно, хотя у него буквально несколько небольших эпизодов.
Ну и обязательно нужно отметить Стивена Мерчанта, который сыграл главного гестаповца в сцене визита отряда гестапо в дом Рози и Джоджо. С одной стороны, сцена вроде достаточно напряженная - а вдруг они обнаружат Эльзу, с другой стороны, она сделана очень забавно.
Отличный фильм, мне очень понравился. В картинах на такую сложную и болезненную тему главное - четко выдержать стиль: пройти по узкой кромке, не скатившись ни в выдавливание слезы, ни в ерничанье. У Тайки Вайтити, на мой взгляд, это отлично получилось сделать. Добавьте к этому отличную постановку и очень впечатляющую актерскую игру - на мой взгляд, этот фильм совершенно точно заслуживает просмотра.
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
отличный фильм
да
И в фильме есть момент "какие идеи чем занять Йоханнеса" - "водить клонов на прогулку", где этих клонов как раз играют его братья.
Мне какая-то вещь определённо не нравится. Кто-то другой её превозносит. Заденет это меня? Нет, ведь эта вещь в моих глазах имеет низкую ценность, и меня не интересует её судьба. Хмыкну только: "Вот дурак, такую дрянь любит".
Я от какой-то вещи в восторге. Кто-то другой её поносит. Заденет это меня? Ещё как! Ведь для меня ценность вещи очень высока и чьи-то нападки на эту ценность, эту преееелесть будут для меня обидны.
Обычные реакции обычных людей. Даже странно, что кто-то этого не понимает и удивляется. Даже неловко разъяснять.
Позволю себе поворчать..Детские роли? Томасин? Ей 19 лет и в фильме она не изображала какую-то 12-13 летнюю соплячку 😄
ЗЫ Мне НЕ понравились изменения по сравнению с книгой. Я про тон повествования
Надо быо сделать чистой драмой,было бы намного лучше..
Надо быо сделать чистой драмой,было бы намного лучше..
Я давно его считаю никаким критиком...
А Антон Долин ваш похоже ахтунг, раз при наличии Скарлетт Йохансон самым симпатичным для него оказался Гитлер 😄
Но не для всех
Досматривал уже в оч плохом настроении.
В целом фильм ценный, но рекомендовать знакомым не буду, или только очень осторожно.
Да все хороши, только Эльза слабее, имхо.
.
.
.
но Скарлетт лучше 😄
PS: а отец у него майори, так что сам Вайтити отличный прототип для еще одного члена группы "Бесславных Ублюдков", жалко Тарантино в своё время не додумался 😄
А Каган - это монгольское слово, означает "хан ханов". Омоним одного из вариантов написания слова "Коэн".
Есть еще ирландская фамилия Коэн (Coan, Cohen и т.д.) - тоже никакого отношения к иудаизму не имеющая, чисто ирландские корни.
КВН ДГУ
Алекс, тире тут на мой взгляд вообще не к месту
Актеры понравились просто все.
А по поводу рецензии, есть маленькое возражение: "застенки" - это все-таки про НКВД и гестапо, а Эльза пряталась в простенках дома (другая смысловая нагрузка, как мне кажется). 😉
Самое приятное было наблюдать за их радостью при каждой встрече.
Ну в паре моментов, не буду спойлерить, совсем даже положительный
Говорят, Скарлетт еще и в "Брачной истории" отличная.
СкарЙо также расхвалили немеренно, только за то, что в кои-то веки что-то осмысленно сделала. Томасин Маккензи-та действительно хорошо сыграла, ещё в неплохом Leave No Tracе запомнилась. Рокуэлл отжег напалмом во всех своих эпизодах. Тайка Вайтити как актёр-гораздо посредственней чем как режиссер, к концу стал банально раздражать.
antimif.com
twitter.com
Для меня тема острая, с одной стороны школа,садик и политика партии и правительства, с другой стороны семья
Я его воспринимал как рассказ 10-летнего мальчика - прямо вот себя видел в 10 лет: "класс равняйсь, смирно, шагом марш! речевку начинай! песню запевай!", и в газетах "миру - мир! коммунизм - наша цель!" и на столе кусок хлеба к вчерашнему супу. И меня десятилетнего все это так волнует, и радует, и заботит, и я абсолютно не понимаю почему родители переживают...
Скарлетт тоже понравилась.?
Со страной - понятно. Но вот "что сделал с ее любимым ребенком, из которого сделали маленького наци"
Ребенок живет с матерью, не в интернате, не в лагере. Но воспитал его Гитлер.
(с) Бесноватый Адольф в начале 1938 года.
Он в школе покажет одноклассникам и учителям свои взгляды на мир и вернётся домой под конвоем Гестапо.
Вот здесь не соглашусь, в фильме много отличного тонкого юмора, который Тайке удалось соединить с пронзительным рассказом о грустных и страшных вещах. Прекрасный фильм. Финальные кадры под Heroes это просто идеальный финал.
Скарлетт в прошлом году еще и в Брачной истории отлично сыграла. Томасин прекрасна, я ее запомнил еще из Leave no trace с Беном Фостером.
===========================================================================
Вот ровно такое же впечатление! Никогда не числил за Йоханссон каких-то актерских дарований, а тут она рванула на 500, как на 10 000.