Рейтинг Кинопоиск: 6,7
Рейтинг Экслера: 7,0
- Режиссер:
- Скотт Бек, Брайан Вудс
Отзыв кота Бублика
В 1791 году молодое американское правительство ратифицировало несколько поправок к своей Конституции, в том числе и так называемую Первую поправку, помимо свобод слова, печати и собраний утверждающую и свободу вероисповедания. Благодаря ей граждане США уже две сотни с лишним лет поставляют мировой культуре истории про всяких Чарли Мэнсонов и Ронов Хаббардов, кровавые секты и массовые самоубийства прихожан рандомных коммун, а также про пускай вполне узаконенные, но всё равно устрашающие течения на манер Церкви Сатаны и мемные сообщества по типу пастафарианцев.
Сергей Чацкий, KG-Portal
Американская глубинка, небольшой городок, окруженный лесами и горами. В городке есть Церковь Иисуса Христа Святых последних дней - проще говоря, церковь мормонов, - и миссионеры этой церкви стараются обратить жителей городка в свою веру.
Две девушки - сестра Барнс (Софи Тэтчер) и сестра Пэкстон (Хлоя Ист) отправляются с миссионерской миссией в старинный викторианский особняк, расположенный на отшибе города в густом саду. Дело в том что хозяин особняка, мистер Рид (Хью Грант) сообщил церкви о своем желании побеседовать с миссионерами о толковании Евангелия.
Девушки пристегнули свои велосипеды к ограде сада и постучались в дверь особняка. Мистер Рид - улыбчивый седовласый импозантный джентльмен в забавном клетчатом джемпере, - открыл дверь и предложил девушкам зайти в дом: на улице начиналась гроза, и девушки уже промокли.
Сестра Барнс спросила, есть ли у мистера Рида в доме кто-нибудь женского пола: им из соображений безопасности запрещено оставаться один на один с мужчиной. Мистер Рид сказал, что дома находится жена, которая как раз готовит на кухне черничный пирог, так что если девушки примут приглашение, то их ждет чай с угощеньем.
Девушки заходят в дом, мистер Рид удаляется на кухню, чтобы проверить, как там черничный пирог, а когда возвращается, то заводит с девушками разговор на религиозные темы. Сестра Барнс и сестра Пэкстон пытаются пересказывать мистеру Риду содержимое мормонских брошюрок, которые они раздают жителям городка, но мистер Рид не дает им действовать по заданной схеме, а задает им различные провокационные вопросы, говорит о схожести многих монотеистических религий, о контроле религиозных практик над человеком, и девушки понимают, что мистер Рид на самом деле пытается разрушить их убеждения.
К этому моменту девушки уже понимают, что попали в нехорошее время в нехорошее место и заявляют, что хотят уйти. Мистер Рид не чинит им никаких препятствий, однако когда девушки пытаются открыть дверь, оказывается, что она заперта изнутри, и ее нельзя будет открыть еще несколько часов. Замок такой с часовым механизмом, по-прежнему улыбаясь, сообщает мистер Рид. Так что просто так выйти из дома им не удастся. Но мистер Рид предлагает им выйти с другой стороны дома, причем туда ведут две двери, и девушкам нужно будет выбрать нужную дверь.
***
Этот фильм снят на студии A24 Скоттом Беком и Брайаном Вудсом: они писали сценарий к ужастику "Тихое место", и сами как режиссеры поставили низкобюджетный ужастик "Они" и достаточно высокобюджетный фантастический боевик "65" с Адамом Драйвером, который провалился с диким треском, и на нем не оттоптался только ленивый.
С их новым фильмом "Еретик" (оригинальное название российские дистрибуторы почему-то не переврали) - все совсем по-другому. Вот у него - отличные кассовые сборы (ККУ аж 5,7) высочайшие оценки критики - 91% на Rottentomatoes, - и хорошие оценки зрителей - 76% на Rottentomatoes.
Сценарий к этой картине писали сами постановщики, и они в интервью признавались, что монологи мистера Рида в картине - это определенное отражение их собственных дискуссий друг с другом, которые они вели на протяжении многих лет.
Когда они писали сценарий, то в качестве протагониста прежде всего ориентировались на Хью Гранта: им нужен был исполнитель главной роли, способный быть и очень обаятельным, и очень страшным, при этом нужно было, чтобы длительные парадоксальные разговоры на религиозные темы в устах этого человека звучали убедительно. В интервью они говорили, что когда увидели этого актера в "Облачном атласе", то были поражены тем, насколько разные роли он там сыграл, и они считали, что более подходящего актера им не найти.
Бек и Вудс знали, что вряд ли смогут заполучить Хью Гранта в свою картину, однако отправили ему сценарий. К их радости, Хью этим фильмом заинтересовался, и они несколько месяцев обсуждали по электронной почте этого персонажа и то, что он говорит. Ну и в результате, как говорили постановщики, Хью заметно повлиял на то, как себя этот персонаж ведет и что он говорит.
Обычно триллеры-ужастики концентрируются прежде всего на том, чтобы напугать зрителей до чертиков. Здесь - немного другая история. Это такой интеллектуальный и разговорный триллер: мистер Рид обсуждает много интересных вещей, связанных с религией, также он заставляет девушек отвечать на неудобные вопросы относительно их собственной веры.
И кроме всяких рассуждений об общем сюжете многих различных религий (признаемся сразу - с Гором и Кришной мистер Рид все-таки налажал) и параллелях заимствований в религиях, музыке и настольных играх, мистер Рид играет с девушками в эдакие зловещие мыслительные шахматы, заставляя их сомневаться в своей вере, а потом ставя их перед жутким выбором.
Конечно, какие-то элементы триллера здесь проявляются с самого начала: уж больно показательно учтив и обаятелен мистер Рид, а якобы присутствующая на кухне миссис Рид - эдакая кошка Шредингера, потому что какая-никакая суперпозиция там налицо, что девушки довольно быстро начинают понимать, особенно когда выясняется, что запах черничного пирога источает ароматическая свечка, так что не видать им чая с угощеньем.
Снято это все мастерски: старинный дом, набитый различными предметами-символами, жуткий подвал, физическое ощущение ужаса, который накатывает на девушек, когда мистер Рид из учтивого старичка, все с той же улыбкой на лице постепенно превращается в опасного психопата, и они уже понимают, что отсюда вообще вряд ли выйдут.
И там есть несколько очень интересных постановочно-операторских решений, когда ближе к концу фильма это все закручивается уже в такой конкретный триллер-ужастик.
Хью Грант в роли мистера Рида - невероятно хорош (он за эту роль получил номинацию на "Золотой глобус"). Мало кто из актеров может с таким блеском изобразить настолько сложного персонажа. Но Хью Грант, отыграв роли романтических красавчиков, с определенного возраста перешел к ярким ролям обаятельных мерзавцев и злодеев, и в этой ипостаси он выглядит намного более интересно и эффектно.
Юные актрисы - Софи Тэтчер и Хлоя Ист - тоже понравились. Сестра Барнс, которую сыграла Тэтчер, более молчаливая, пережившая в жизни определенную трагедию, и ее труднее сломить: она какое-то время более или менее успешно противостоит мистеру Риду. Сестра Пэкстон - восторженная, рефлексирующая, она намного легче поддается влиянию, однако и она пытается не сдаваться до последнего.
Понятно, что в этом фильме Хью Грант играл главную скрипку и в основном солировал, но миссионерки пытались активно спорить с мистером Ридом, а когда поняли, что их ждет ужасная участь, не опустили руки и стали изо всех сил сопротивляться.
В общем, мы с котом Бубликом этот фильм посмотрели с удовольствием, хотя обычно не любим триллеры. Но здесь прям интересно было наблюдать за персонажем Хью Гранта и слушать его умозаключения, да и по триллерной части у постановщиков удалось нагнать жути. Правда, я не понял, что именно Скотт Бек и Брайан Вудс аж 10 лет изучали по различным религиозным вопросам, ведь никаких таких особых откровений мистер Рид не выдает: давно известно, что похожие сюжеты перетекают из религии в религию, и что всевозможные заимствования наблюдаются в самых разнообразных областях человеческой деятельности. Но вот вопросы веры и контроля со стороны религий - они действительно интересные, и это как раз вполне стоило обсудить.
Нам понравилось, короче говоря. Интеллектуально-разговорные триллеры всегда интереснее, чем просто триллеры. А тут еще и шикарный Хью Грант - прямо-таки стоит посмотреть, на наш взгляд.
Официальный трейлер:
***
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4+ |
интеллектуальный триллер
вполне можно
Есть фильмы с интересными завязкам, а потом идёт тягомотина - такие я просто перематываю в конец чтобы узнать чем всё закончилось)
Тут же не так, всё идёт ровно без проседаний, сцены с девочками без Гранта тоже смотрятся интересно. Поэтому и можно сказать, что фильм в целом хорош.
А по факту - абсолютно не выстроенное и не продуманное кино. Касательно отзыва кота Бублика - там разговоры идут только в первые минут 15-20, а далее видимо, пушистый просто заснул от скуки и нарочито затемнённой картинки. Намешали в кучу всё подряд, ужасы-триллер-бредятина. Даже Грант не спасает, ибо его характер настолько надуманный и притянутый за уши в своей ничем не обоснованной мотивации, что вместо напряжения становится просто противно. Хотели снять "Пилу для девочек", а получился какой-то неудобоваримый микс из Шьямалана, "Демонов подземелий" и масякры секатором.
Почему нельзя без таких отвратительных интонаций.
Ну явно же человек старается «говорить с выражением»
Кто-нибудь может ему объяснить, что слушать противно
(Или это только мне?)
Бывают воинствующие атеисты - они активно борятся с концепцией веры в богов.
Данный персонаж - не из их числа.
А вот название навеяло doom-образную стрелялку Heretic того же времени. В свое время нравилась даже больше прообраза. И еще, кажется hexens, тот же движок. Времени было убито...
Вторая половина с трэшем категории Б - такой фейспалм, что аж плакать хочется
(С)
Веганские версии?