Европа-Азия / Evropa-Aziya
04.02.2010 26180   Комментарии (33)
Веселая шизуха с элементами русской печали.
Определение кота Бублика
А насос когда ломается - знаете что? Приходится потом... ротом надувать...
Расстроившийся Касик
Мама, если бы я знал, я бы ее вам сам купил!
Свидетель

Россия! Европа, но фактически граница с Азией - под Екатеринбургом. Там стоит небольшой обелиск, информирующий прохожих и туристов о прохождении точки раздела двух культур, а поблизости группа рабочих в оранжевых купальниках возводит нечто более масштабное и возвышенное.

Под сенью обелиска расположилась странная компания жуликов: Мать (Татьяна Лазарева), Невеста (Ольга Медынич), Жених (Дмитрий Дыховичный), Свидетельница (Ксения Каталымова) и Свидетель (Нодари Джанелидзе). Жених изображает парализованного героя, поэтому сидит в инвалидной коляске и периодически оттуда вылезает размяться, когда нет проезжающих машин.

Мать разбавляет спирт, которого у компании в большом запасе, и разливает полученную смесь в бутылку из-под водки - алкоголь нужен для дела.

Суть разводки, в общем-то, проста: Мать ценой своей жизни останавливает проезжающую машину, оттуда компания вытаскивает водителя и сует ему стакан водки. А какой русский или русифицированный проезжающий водитель откажется на халяву бухнуть? Разумеется, водитель хлопает стакан, после чего ему объясняют, что здесь, старичок, свадьба, так что давай, старичок, что-нибудь пожелай молодым, ну и дай что-нибудь смочить им клювик для будущей счастливой жизни. Тем более, старичок, женишок-то у нас - героически лишившийся движения в нижней части тела, так что, старичок, ты уж не жлобись, ладно?

Первого проезжающего водителя звали Ке-Ке (Сергей Шнуров). Он вообще-то Иннокентий, но женщина Иннокентия зовет его Ке-Ке. Водитель быстро надрался и оставил на месте разводки свой мобильник, который еще доставит компании немало приятных минут.

Потом в месте дислокации "свадьбы" возник Милиционер (Виталий Хаев). Он выпил водки, сделал подарок молодым и ушел в лес, где сначала попал в капкан на медведя, а потом его стала мудохать Красная Шапочка.

Далее Мамаша неудачно остановила грузовик с водкой, в котором рекламщицы Лена (Светлана Обидина) и Люба (Наталья Парашкина) ехали на специальную акцию. Эта водка также пошла в дело, хотя от водителя Мамаше пришлось томительно скрываться в лесу, и спас ее только политтехнолог Касик (Артур Ваха) ценой снимания своих трусов.

Ну а дальше началась целая фантасмагория. Шоу строителей, огромный туристический автобус с американскими элвисами пресли, бандитский налет, театральные терки-разборки, ну и, как водится, настоящий русский бунт - бессмысленный, но зато реально беспощадный. Так не доставайся ты, водка, никому, как говорится!

***

Поставлен фильм по пьесе братьев Пресняковых, авторов сценария к "Изображая жертву". Правда, по просьбе режиссера Ивана Дыховичного первоначальная пьеса была некоторым образом переделана.

Все снято было ровно за тридцать дней - помогло то, что в этих краях на тот момент был шестнадцатичасовой световой день. Музыку к фильму писал Сергей Шнуров. В картине в основном были заняты актеры из Санкт-Петербурга.

Ну а теперь личные впечатления. Прокатчики затрудняются с определением жанра этого фильма. Вообще, он именуется комедией. Но на "Яндекс.Афише" его почему-то называют драмой.

На мой взгляд, картина все-таки чистая комедия, несмотря на некоторые как бы драматические моменты. Но это не обычная комедия, а сюрреалистичная комедия или комедия-фантасмагория. Точно определить сложно. Я бы это назвал "веселая шизуха".

Поначалу вроде казалось, что это обычная такая комедька о придорожных жуликах. Что сначала будет весело, потом начнутся какие-нибудь драмы, а закончится все повальной пьянкой или повальным мордобоем. Или повальным мордобоем, а потом повальной пьянкой. Или повальной пьянкой, потом повальным мордобоем, а в конце - снова повальной пьянкой.

Так оно, с одной стороны, и произошло, но с другой - картину через очень непродолжительное время начинает уносить в весьма забавную шизу. Красная Шапка, мудохающая мента в лесу. Сестрица Аленушка с братцем Иванушкой, у которого глаза поблескивают кроваво-красным. Старичок-лесовичок - то ли замшелый Фродо Беггинс, то ли усохший и спившийся Гэндальф. Спасшиеся после авиакатастрофы командир корабля и его любовница-проводница, поющие по-венгерски задорную песню.

Просто какая-то сюрреалистическая фантасмагория, честное слово! Но там и кроме всяких шизовых персонажей отлично зажигают и вполне реалистичные персонажи.

И это прежде всего женщина-Мать в блестящем исполнении Татьяны Лазаревой. Иван Дыховичный рассказывал в интервью, что давно хотел снять Татьяну в главной роли. И это получилось, к сожалению, только в самом последнем его фильме - как известно, Иван Дыховичный недавно ушел из жизни.

Лазарева в этой роли невероятно органична, а главное, очень естественна. Если у некоторых других актеров жуликоватой компании периодически вылезает явный наигрыш (особенно у Невесты), то Мамаша - просто шикарна. Причем периодически Мать выдает изумительные театральные монологи (она по сюжету - бывшая актриса), и это просто великолепно, особенно монолог про собачку Аибо и эпизод о том, как нужно правильно рекламировать нашу родную водку. На сцене "Так не доставайся ты никому" мы с Бубликом были вынуждены остановить просмотр, чтобы отсмеяться. Впрочем, это пришлось делать далеко не один раз.

Шикарные моменты с Ментом, просто шикарные. Кстати, его играет Виталий Хаев - помните капитана-Розенкранца из "Изображая жертву" с его мощнейшим матерным монологом? Здесь Менту говорить приходится меньше, но зато сплошной экшен: то на дереве повиснет, то от бешеной Шапки схлопочет, то под воду уйдет.

Очень понравились рекламщицы Лена и Люба - отличные персонажи. А уж как лихо Мент Любу взял в оборот: "Я тебя арестую". - "За что?" - "За красоту!"

Прекрасный получился политтехнолог Касик, особенно его рассказ про жизнь-злодейку. На признании о сломавшемся насосе мы с Бубликом реально зарыдали - до того это было трогательно.

Автобус с элвисами был забавный, как и главный Элвис - Иван Ургант с рассказом о своем эмигрантском житье-бытье.

Танец маленьких утят в исполнении обнажившихся строителей - тут тоже пришлось останавливать просмотр, до того это было смешно.

Впрочем, нужно признать также, что в картине есть и явные недоработки-провисы. Например, сцена с бандитами была сделана как-то очень невнятно, хотя из нее потом логичным образом вытекли два отличных момента. С парочкой "Хэнкс" - "Амели", появившейся вначале, я вообще не понял идеи. Ну и окончание хохмы со спермой - это был явный перебор. Непонятно, почему Дыховичному здесь явно изменило чувство вкуса.

Но, несмотря на определенные недоработки, картина, на мой взгляд, получилась очень веселой и по-хорошему шизовой. Посмотрел с большим удовольствием, тем более что вообще ничего подобного не ожидал - такие фильмы не снимали очень давно. На ум приходят Овчаров и Мамин - они делали свои картины в подобном реалистично-сюрреалистичном стиле.

А в нынешнем российском кинематографе уже давно почти все комедии - явные подражания Голливуду. Подражания эти бывают как убогими, так и удачным, но все равно - это не свое. А вот "Европа-Азия" - это как раз свое! Комичное, трагичное, фантасмагоричное, двуличное и раздвоенное. Потому что если одной ногой стоишь в Европе, а другой в Азии, то где тогда располагаются мозги?

Фильм был снят в 2008 году, но на экраны выходит только сейчас - прямо в день выхода этой рецензии, 4 февраля 2010 года.

Не знаю, всем ли зрителям эта картина понравится так же, как и мне. Наверняка не всем. Любителям простых, как палка, комедий она может и не понравиться вовсе - все-таки фильм далеко не простой.

Но у меня "Европа-Азия" и во время просмотра пошла отлично, и по прошествии примерно недели осталось отличное послевкусие вместе с желанием как минимум еще раз обязательно пересмотреть. Пересмотрю в кино или буду ждать, когда выйдет на DVD, - я-то смотрел режиссерскую копию, данную мне друзьями Ивана Дыховичного, которая была не очень хорошего качества и с не до конца сведенным звуком.

Замечательное кино. Просто не ожидал, что у нас еще могут подобное снять. Молодцы!

© 1998–2024 Alex Exler
04.02.2010
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4+
Сценарий 4
Кратко о фильме:
классная шизуха
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 33

Шикарнейший фильм!

Давно так не хохотал!! Спасибо и за рецензию и за рекомендацию, правда с просмотром не спешил - опасался, что снова что-нибудь неудачное.

Лазарева - просто молодец! Весь фильм держит. Ближе к концу этот абсурд стал напоминать немножко "День выборов" (фильм), а вообще в целом как для своего времени был "Дом под звёздным небом".

Хотя ваше сравнение с Овчаровым и Маминым точнее - обожаю "День Нептуна" 😄
08.12.10 17:51
0 0

А я согласен с ssh: фильм - полный бред. Ну да, это снималось как шизуха, но вышло не весело.
Обычно где-то в 80% обзоров мнение Алекса совпадает с моим, этот фильм явно попадает в остальные 20%.
Ну, на вкус и цвет все фломастеры разные.
Хотя Лазарева играет хорошо, это да.
18.04.10 13:56
0 0

Отличный фильм. Единственно что я не совсем понял прикол с венгерскими пилотами и стюардессой, а вот Том Хэнкс - Амели это скорее всего какой-то стёб над "Котом да Винчи". Поскольку я этот фильм не видел, то тоже не въехал. Ну а сцена со спермой слегка за гранью, но вполне вытекает из логики предыдущих событий, да и вообще из личности Касика 😄
18.04.10 10:21
0 0

Наконец скачал и посмотрел. Совершенно феерическое кино, спасибо Алексу за наводку, сам бы, конечно, никогда не узнал.

Все-таки меня очень удивляет такое сочетание вкусов. Ну как тому, кому понравился этот фильм, может понравиться скучнейший "Разговоры мужчин среднего возраста"?

Еще раз - кино просто фантастическое 😉 спасибо!
02.04.10 01:27
0 0

Camel1000: Все-таки меня очень удивляет такое сочетание вкусов. Ну как тому, кому понравился этот фильм, может понравиться скучнейший "Разговоры мужчин среднего возраста"?



Мне очень понравилось и то и другое. Просто юмор разный. У "Квартета" он тонкий и жизненный, в "Европа-Азия" шизово-стебный, но и то и другое - классно
18.04.10 10:24
0 0



Camel1000: Ну как тому, кому понравился этот фильм, может понравиться скучнейший "Разговоры мужчин среднего возраста"?





А меня удивляет, как можно этот шикарный "Разговоры мужчин среднего возраста" посчитать скучнейшим.


18.04.10 10:28
0 0

Я извиняюсь, но может есть у кого-нибудь информация, когда сия фильма выйдет на DVD?
11.03.10 13:24
0 0

Мда. А у нас как всегда - в обоих мультиплексах нет и не предвидится 😒 Извините, Иван, будем снова суппортить пиратов...
08.02.10 14:18
0 0

Сори за вопрос. А в каком кинотеатре можно посмотреть фильм с паузами?

Домашний кинотеатр 😄 А я чёта слышал что то ли режиссёр т ли сценарист умер недавно? Фильм ещё пропиарился как последний фильм какого-то великого человека...
05.02.10 19:37
0 0



ZwerPSF: А я чёта слышал что то ли режиссёр т ли сценарист умер недавно?





Иван Дыховичный недавно умер. Режиссер.



ZwerPSF: Фильм ещё пропиарился как последний фильм какого-то великого человека...





Он не какой-то великий человек. Он просто хороший человек и хороший режиссер.


05.02.10 19:45
0 0

Смотрел анонс фильма по ящику, и первая мысль была-WTF??? Не верилось что это-от постановщика таких памятных фильмов как "Черный монах" и "Прорва" (земля ему пухом). Но теперь надо будет посмотреть, отзывы приходили, прямо скажем, полярные.
05.02.10 05:29
0 0

Я в недоумении:
- либо а) Алексу действительно понравился этот бред
- либо б) это часть рекламной кампании фильма (не зря же рецензия пошла буквально в день старта фильма в кино)
- либо в) это такой изощренный стеб, вполне в духе Алекса

Я ставлю на вариант в).
ssh
04.02.10 19:34
1 1



ssh: Я в недоумении:





а) А сам-то фильм смотрел?


04.02.10 19:43
0 0

Алекс, посмотрите лучше фильм - "Улыбка бога или чисто одесская история" на мой взгляд очень здорово получилось 😄
04.02.10 19:21
0 0

Понял спасибо. Вот и я заметил, что сатира в "Изобрадая жертву" и та же бытовуха получились здорово и диалоги классные, только до той поры пока они не входят на территорию "Гамлета". Там уже действительно все провисает. Спасибо за рецензию, смотреть конечно буду)
04.02.10 18:54
0 0

Алекс, в рецензии упоминаете "Изображая жертву". Стиль Пресняковых чувствуется? И фильмы чем-то схожи?
04.02.10 18:32
0 0



costa: Стиль Пресняковых чувствуется?





Я пока не понимаю, что такое "стиль Пресняковых". В "Изображая жертву" мне очень понравились сцены воссоздания убийств, и категорически не понравилась вся эта подражательная заумь.

Фильмы не схожи ничем.
04.02.10 18:34
0 0

Думаю, что посмотрю этот фильм, раз такой отзыв... Но у меня, по правде говоря, вопрос не по делу. Уважаемый Автор, вы планируете написать рецензию на "Воображариум доктора Парнаса"? Хотелось бы почитать ваше мнение, тем более вы ценитель творчества Терри Гиллиама. Да, и рецензию на "Битву у Красной скалы", вроде бы обещанную когда-то, вы так и не сочинили.
04.02.10 17:42
0 0



Диди Энн: Уважаемый Автор, вы планируете написать рецензию на "Воображариум доктора Парнаса"?





Непременно. Жду его в оригинале.



Диди Энн: Да, и рецензию на "Битву у Красной скалы", вроде бы обещанную когда-то, вы так и не сочинили.





Пока руки не дошли.


04.02.10 18:18
0 0

.....мы с Бубликом были вынуждены остановить просмотр, чтобы отсмеяться. Впрочем, это пришлось делать далеко не один раз....

А фильм уже вышел на DVD?
04.02.10 15:18
0 0



Katastroff: А фильм уже вышел на DVD?





Я вроде в рецензии четко написал, что нет. Он только сегодня в кино выходит.


04.02.10 17:04
0 0

Katastroff:
.....мы с Бубликом были вынуждены остановить просмотр, чтобы отсмеяться. Впрочем, это пришлось делать далеко не один раз....

А фильм уже вышел на DVD?





Alex Exler:





Katastroff: А фильм уже вышел на DVD?



Я вроде в рецензии четко написал, что нет. Он только сегодня в кино выходит.





Сори за вопрос. А в каком кинотеатре можно посмотреть фильм с паузами?

05.02.10 19:31
0 0

За такие постеры надо убивать. Притом больно. Очень.
04.02.10 14:58
0 1



Filron: За такие постеры надо убивать. Притом больно. Очень.





Полностью согласен. Постер ужасный.


04.02.10 17:04
0 0

Спасибо, пошел двд покупать 😄

Мой коллега каждый день границу ЕА два раза пересекает: на работу в Азию, с работы в Европу. Нам в Екатеринбурге привычно. А вот у иностранцев крышу сносит. Много раз наблюдал, как они прыгают через воображаемую линию возле памятника 😄




04.02.10 13:52
0 1

А как дубляж ?
04.02.10 09:02
0 0

prince_shrek:

А как дубляж ?

Нормальный дубляж. Особенно если учесть, что фильм отечественный.
04.02.10 09:54
0 0

Спасибо за наводку. Надо будет обязательно посмотреть.

Опечатка, кажется:

Alex Exler:Любителям простых, как палка, комедий...

04.02.10 08:16
0 0