Рейтинг Экслера: 7,5
- Режиссер:
- Джоэл Коэн, Итан Коэн
Мне понравилась собачка по имени Энгельс.
Нелегкое признание кота Бублика
Вердикт Экслера
Алёна
Кирилл
Alex
Алекса
Гульзана
Зритель
Пятидесятые прошлого века, голливудская киностудия Capitol. Эдди Мэнникс - один из главных людей на студии, и он - фиксер, "решала", то есть человек, который разгребает проблемы. А эти проблемы появляются на съемках каждый день, причем большинство из них на первый взгляд нерешаемые. Но на то и существует решала, чтобы справляться с любыми, даже самыми сложными ситуациями.
В настоящий момент у Эдди три серьезные проблемы. Проблема номер один - неожиданно пропал актер Бэрд Уитлок (Джордж Клуни), главный исполнитель в новом "пеплуме" о римском центурионе, уверовавшем в Христа. Поначалу Эдди не слишком беспокоится, потому что Бэрд Уитлок временами уходит в запои на пару дней, однако сейчас его не удалось обнаружить ни в одном баре.
Проблема номер два - актер Хоби Дойл (Олден Эренрайк). Хоби стал известен как главный герой вестернов, и в этой роли он очень хорош. Однако глава студии Capitol потребовал от Мэнникса, чтобы Дойлу дали главную роль в салонной мелодраме манерного режиссера Лоренса Лоренца (Рэйф Файнс), а Дойл перед камерой не в состоянии произнести больше пары слов, и для него очень непросто произнести фразу: "Все не так просто". Лоренц, пытаясь снять эпизод с Хоби, совершенно выходит из себя и несется скандалить к Эдди, однако, так как Эдди получил указания лично от Верховного Божества, то есть директора студии, Лоренцу придется засунуть свои претензии в нагрудный карман своего франтоватого пиджачка и снова идти снимать ковбоя-любовника.
Проблема номер три - звезда водных феерий ДиАнна Моран (Скарлетт Йоханссон), которая ухитрилась забеременеть, не будучи при этом замужем. Публика ДиАнне и студии подобное не простит, так что Мэнниксу придется найти какой-то выход из положения.
А тут еще над душой Эдди кружат стервятницы - светские репортерши-близняшки Тора и Тессали Сакер (Тильда Суинтон). Если они что-нибудь раскопают - будет дикий скандал в прессе.
Между тем Мэнникс выясняет, что Бэрда Уитлока похитили коммунисты, которые требуют за него выкуп в сто тысяч долларов.
***
Чем хороши братья Коэны, так это тем, что от них никогда не знаешь, чего ждать. Они, с одной стороны, создают собственные жанровые клише (исследование природы иррациональности зла и амбивалентности добра, работа принципа неопределенности, запуск крупных потрясений под воздействием мелких и случайных поступков), но с другой - сами этим клише периодически перестают следовать.
И ты никогда не знаешь, что они снимут в следующий раз: криминальную комедию, музыкальную драму, ироничную сатиру, драму или философскую трагикомедию.
Они могут быть очень сложными, но также бывают и нарочито простыми, чем сбивают с толку зрителей и критиков.
Комедия "Да здравствует Цезарь" - нарочито простая: с точки зрения заложенного в ней смысла или месседжа. И к этому многие зрители и критики оказались не готовы. И я не говорю о зрителях, для которых "комедия" - это когда с одного упали штаны, другой пёрнул, а третий блеванул, с ними и так все понятно, я их отзывы привел в эпиграфе к этой рецензии. Я говорю о подготовленных зрителях и критиках, любителях творчества этих ярчайших и оригинальнейших режиссеров.
Я тоже, когда начинал смотреть этот фильм, все ждал, когда же тут появится острейшая социальная сатира (с появлением коммунистов многие ожидали, что Коэны затронут тему маккартизма) или что-то в этом роде.
Но "Да здравствует Цезарь" - картина принципиально простая, не имеющая двойного дна, а ее основное назначение - искреннее любование Коэнами Золотым веком Голливуда, а именно пятидесятыми прошлого столетия.
И они делают это, по своему обыкновению, настолько легко, ярко и талантливо, что многие эпизоды хочется пересматривать снова и снова.
Что интересно, главному герою, замечательно сыгранному Джошем Бролином, зачем-то дали имя совершенно реального человека, Эдди Мэнникса, который в студии MGM начинал буквально с низов, а в конце концов стал вице-президентом. Именно Мэнникс был тем самым легендарным решалой, который разгребал многочисленные проблемы с кинозвездами: отмазывал от тюрьмы Кларка Гейбла, разбирался с внезапной беременностью Лоретты Янг, решал проблемы со Спенсером Трейси.
С самим Мэнниксом также были связаны некоторые криминальные истории, да и с мафией он продолжительное время якшался.
Однако в фильме Коэнов нет никаких упоминаний о криминале и всяких драмах-трагедиях, так что персонаж Бролина - эдакий сферический решала в вакууме кипящего котла голливудской студии.
Бролин эту роль сыграл отлично, а уж эпизод, когда он обсуждает картину об узревшем Христа центурионе с представителями самых разных религиозных конфессий, - совершенно уморительный.
Джордж Клуни уже в четвертый раз сыграл у Коэнов роль очаровательного идиота: до этого были роли в фильмах "О, где же ты, брат", "Невыносимая жестокость" и "После прочтения сжечь". Как обычно, сыграл замечательно, чему очень способствовало наличие у Джорджа отличной самоиронии, так что персонаж у него получился прелестный и очень забавный. С ним в фильме немало уморительных эпизодов, но их нет смысла пересказывать - лучше посмотреть.
Рэйф Файнс прекрасно изобразил режиссера, снимающего салонные мелодрамы. Очень манерный и мягкий в общении, он постепенно вскипает, когда сталкивается с совершенно неподходящим для роли актером, и в конце концов уже готов набить этому придурку морду. Отличный эпизод, просто шикарный!
Кстати, Олден Эренрайк, которого я на экране увидел в первый раз, своего актера-ковбоя изобразил очень хорошо: эдакий простачок на выходе, но выход получился трогательный и одновременно эффектный.
Скарлетт Йоханссон несколько неожиданно для меня очень даже достоверно изобразила голливудскую стервозную диву. Я-то всегда считал, что она умеет только приоткрывать ротик и смотреть в камеру с тщательно отработанным выражением глаз из серии "Коровенка ты моя недоенная". А тут - прям экспрессия и яркие эмоции. Да и в эпизоде с Джоной Хиллом она сыграла классно, впрочем, как и Джона Хилл. Кстати, Хилл, как большой поклонник творчества Коэнов, давно мечтал сыграть в каком-нибудь их фильме - его мечта осуществилась.
"Да здравствует Цезарь" критики нередко сравнивают с "Отелем 'Гранд Будапешт'" Уэса Андерсона, хотя стилистически это совершенно разные фильмы. Но одновременно что-то общее в них есть: воспоминание о роскошном прошлом на фоне захиревшего настоящего (Коэны явно грустят о Золотом веке Голливуда, когда еще не знали, что такое сиквел-триквел-квадриквел-шестериквел), невероятно сочная и очень эффектная картинка (для съемок этого фильма режиссеры с цифры снова перешли на пленку), ну и Рэйф Файнс и Тильда Суинтон, которые сыграли в обоих этих фильмах.
Ну и так как Коэны в этом фильме не дали критикам ни четкого месседжа, ни явной сатиры, ни каких-то философских концепций, критики грустят, нерешительно выдают фразы из серии "Коэны сделали оммаж старому Голливуду, мать их" и обвиняют режиссеров в том, что "Да здравствует Цезарь" представляет собой какой-то набор малосвязанных эпизодов и что цельности в нем нет как класса. И месседжа нет, месседжа, пишут критики и литрами пьют валерьянку.
По поводу цельности не соглашусь ни разу. Фильм вполне цельный и внятный. А то что в нем есть несколько вставных номеров, поставленных в стиле старых фильмов, - ну так это картине только на пользу. Там и водная феерия была просто отличная, а уж танец морячков, сетующих на то, что они в плавании месяцами находятся без женщин и вынуждены заниматься любовью с кем придется, - совершенно чудесный, и Ченнинг Тейтум там просто зажег!
В общем, на мой взгляд, фильм отличный. Да, он простой, да, это восхищение Коэнами старым Голливудом, да, он без фиги в кармане и без сатиры, но картина отлично поставлена и совершенно замечательно сыграна. Понравится, судя по отзывам кинотеатровых зрителей, далеко не всем, но я от "Да здравствует Цезарь" просто в восторге. Отлично сделано, обязательно буду пересматривать.
А на сцене, когда один из персонажей, взяв под мышку собачку по кличке Энгельс, сбегает из постылого Голливуда в далекий и прекрасный Советский Союз, где все люди свободны от рождения и нет эксплуатации человека человеком, мы со скотом Бубликом просто прослезились, это было очень трогательно.
Зрелищность | 5 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
отлично!
решайте сами
Алёна
Смешно, спасибо!
А там никакого особо сложного текста нет, так что и в переводе отлично.
А эпиграф - это любители блокбастеров, что бы вертолеты взрывались и все такое. Ну или если комедия - то что бы гэги, пердеж и пробежки без штанов.
Алекс, вы смотрели фильм "Лунная афера" (Moonwalkers)? На мой взгляд просто шикарное кино. Тут есть небольшая рецензия.
По трейлеру так прям Гай Ричи, а в итоге 3/4 фильма просто нио чём, никакой динамики, в кадре только укурки, алкаши и сиськи, а главное сёжет не продвигается, не выносимо скучно.
Но хохмы там правда хорошие есть, только за счёт Перлмана.
(я о нероссийских сериалах).
Единственное по моему концовка как то резко оборвана что было достаточно неожиданно.
Латинское "Ave Maria" по-английски "Hail Mary". Провоцировать, суки, начали, дай Б-г памяти, века так с пятнадцатого.
Надеюсь, на французский известняк.
Нифига, мне вот доски нравятся качественные. Бамбук или белые такие... А чем известняк так хорош?
Он капитан подлодки и стоит рядом с рубкой в соответствующей сцене. Но кадр с лицом там настолько короткий, да еще и в темноте, что я при просмотре его не увидел 😄
IMO, Мессадж фильма, и вся сатира была в изображении голливуда эдаким тоталитарным государством. Я на самом деле задумался, что эго (только во множественном числе, конечно) больших боссов создавали эдакий совок. Т.е. их влияние было просто повсеместно, что по сути и является главным свойством тоталитаризма. Ну и прочие: замятие правды, сокрытие истины, в т.ч. через ложь – все те же механизмы.
Авторы всему этому привели в контраст «Комми» (как их там кто-то называет), у которых совершенно необыкновенная идеология, и что дескать в основе их идей – наука!! ))). (помоему это гениально! )))) )
По мне так, они изобразили старый Голливуд именно Совком. Мне это-то здесь и понравилось, потому что такого рода аллегория довольно-таки нахальная. И именно в духе Коэнов.
P.S.
Кстати, фильм до этого всего не дошел, но вот забавный факт: все старые студии начали свое существование в начале XX столетия, и формально завершили его к 1970м. Т.е. частные магнаты отошли от дел, и продали все это корпорациям. Т.е. с грубым там округлением студии продержались по 70 лет. (если кому интересно, на смену пришла эра New Hollywood, принято, что она начилась с фильмом Бонни и Клайд, 1967).
PPS
Для любителей старого голливуда: напомню, что позже в этом году премьера Cafe Society В. Аллена (откуда наверно, я и позаимствовал фразу: "весь этот город управляется эго") и фильм Уоррена Битти Rules Don't Apply. Последний, по-моему, осенью.
И небольшая поправочка - пеплум не о Цезаре, уверовавшем в Христа, Клуни, т.е. Уитлок, играет все таки не Цезаря, а военачальника.
Например,
Или еще: вон нафига, казалось бы, там нужен персонаж в исполнении Кристофера Ламберта (загримированный до неузнаваемости) -- в единственной сцене, где Джош Бролин пытался женить его на героине Йоханссон?
А это отсылка к голливудскому "все со всеми переспали": в кадре -- оба бывших мужа Дайан Лэйн (хорошо, что еще её в фильме нет 😄).
Особенно доставило кто этого персонажа играл 😄 Крайне нетипичная для него роль 😄
А на сцене, когда один из персонажей, взяв под мышку собачку по кличке Энгельс, сбегает из постылого Голливуда в далекий и прекрасный Советский Союз, где все люди свободны от рождения и нет эксплуатации человека человеком, мы со скотом Бубликом просто прослезились, это было очень трогательно.
Особенно доставило кто этого персонажа играл Крайне нетипичная для него роль
Да уж 😉
Уже вот как раз собираюсь 😉
Ход повествования напоминает произведения Хэйли - типа «Отель» или «Колеса» - Вы, Алекс, не находите?
Спасибо, братцы-Коэны. И спасибо не-помню-кому из комментаторов у Экслера, кто надоумил посмотреть "Хайль Цезеаря".
Это как если я буду писать рецензию на "Шоу Трумэна" и начну её вот так:
"Детский сад, трусы на лямках"
Алекс Экслер
Вот какой смысл так рецензию начинать? Ну не понравился Экслеру этот фильм, и что?
Прошу воспринимать это как доброжелательную критику.
Спасибо за рецензию! Единственное что - не понимаю смысла выносить в эпиграф совершенно заурядные отрицательно-ругательные отзывы. Последнее время Алекс стал явно злоупотреблять этим приёмом.
Синдром Малика.
"Всё не так прозаично" же!
>>и для него очень непросто произнести фразу: "Все не так просто"
"Всё не так прозаично" же!
В оригинале именно "просто". Герой там ломает язык на "would that it were" (если бы это было) во фразе "если бы это было так просто". "Прозаично" пришлось вставить в русском дубляже для убедительности.
;)
Но естественно, для любителей Коэнов 😄
Коэны явно грустят о Золотом веке Голливуда, когда еще не знали, что такое сиквел-триквел-квадриквел-шестериквел
Гы... К тому моменту было отснято по пять серий про Дракулу, Франкенштейна, Мумию, шесть про Человека-невидимку... вряд ли они могли сохранить своё неведение так долго