- Режиссер:
- Федор Бондарчук
- В ролях:
- Ирина Рахманова, Андрей Краско, Станислав Говорухин, Александр Башаров, Федор Бондарчук, Алексей Кравченко, Амаду Мамадаков, Михаил Пореченков, Дмитрий Мухамадеев, Алексей Чадов, Сослан Фидаров, Артем Михалков, Михаил Евланов, Константин Крюков, Иван Кокорин, Артур Смольянинов, Александр Лыков, Алексей Серебряков, Михаил Ефремов
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги - это только ступени
В бесконечные пропасти к недоступной весне.
Александр Вертинский. 1917 год.
Песня посвящена юнкерам, погибшим
под селом Борщаговка
1988 год. Призыв в армию. Семеро ребят из различных городов попадают в одну команду. Они зовут друг друга по прозвищам: бывший детдомовец Лютый (Артур Смольянинов), интеллигент Воробей (Алексей Чадов), рабочий парень Чугун (Иван Кокорин), художник Джоконда (Константин Крюков), простоватый Ряба (Михаил Евланов), серьезный Стас (Артем Михалков) и вспыльчивый Пиночет (Сослан Фидаров). Их привозят в учебку под Фергану - готовить к переброске в Афган.
Муштрует команду прапорщик Дыгало (Михаил Пореченков). Он сам чудом выбрался из Афгана, где погиб весь его взвод, был контужен и теперь занимается подготовкой бойцов в учебке. Дыгало обучает команду очень жестко и безо всяких сантиментов: чуть что - сразу по физиономии. Практические занятия также не отличаются мягкостью: набивай камней полный рюкзак и - вперед, штурмовать высоту. А потом кросс по сильно пересеченной местности в полной амуниции. А потом полоса препятствий, и если сдох по пути - это твои проблемы, потому что до финиша нужно дойти, добежать или доползти в любом случае и в установленное время. Впрочем, оно понятно, что расслабляться нет времени ни у Дыгало, ни у ребят. Через несколько месяцев им отправляться в Афган. А там идет война. И кто из них выберется оттуда живым, во многом зависит от умений, приобретенных в учебке.
А потом был Афган, 9 рота. Новые сослуживцы - "старички" Хохол (Федор Бондарчук), Афанасий (Дмитрий Мухамадеев) и Курбаши (Амаду Мамадаков). Рота под командованием капитана Быстрова (Алексей Кравченко) отправляется на некую высоту, откуда хорошо просматривается ущелье, получив задание: не подпускать душманов-духов и охранять ущелье, по которому должна пройти колонна. Душманов вокруг будет видимо-невидимо, и сможет ли рота продержаться - совершенно неизвестно.
***
Информация и отзывы об этом фильме гуляли задолго до официальной премьеры. Одни смотрели фильм в пиратской копии и рассказали о том, насколько паршиво это снято - мутная картинка, глухой звук и все такое, - другие сходили на пресс-показ (я сам принципиально не хожу на пресс-показы), третьи посмотрели еще какими-то сложными путями - то ли знакомый киномеханик показал, то ли друг свата брата шурина самого Федора Бондарчука экзотическими путями достал (вытащил, выкрал, выцыганил) диск с монтажной копией, - словом, количество посмотревших исчислялось сотнями. Что говорили? Слухи доносились весьма разные. От "мажор Федя снял пафосную агитку" до "Бондарчук - молодец, сделал действительно хороший фильм".
Что я ожидал от этого фильма? Трудно сказать. Трейлер оптимизма не прибавлял - по нему казалось, что Бондарчук снял тщательно просчитанную спекуляцию на весьма больную для большинства россиян тему - позорную Афганскую войну, которая для России значила примерно то же, что и Вьетнам для Соединенных Штатов. На теме Афгана, думал я, нельзя спекулировать. Про Афган нужно или снимать честное кино, или не снимать ничего вообще. Тем не менее все-таки хотелось самому посмотреть, что же за кино получилось, потому что я не верил, что Бондарчук снимет откровенный отстой или пафосную клюкву...
Что же получилось? Как это можно охарактеризовать в двух словах? Получилось действительно хорошее кино. Не шедевр, впрочем, не "Они сражались за родину" Сергея Бондарчука, но тем не менее - вполне хорошее кино. Главное - искреннее. Под словами некоторых рецензентов о том, что, цитирую близко к тексту, "никогда не нюхавший афганских портянок Федя снял своих дружков в картонно-кукольной агитке", не подпишусь ни под одной буквой.
Тема Афгана - она очень сложная и очень болезненная. Браться за нее с целью сделать "агитку" или пафосный лубок с закосом под Голливуд - я думаю, что мало кто рискнул бы пойти на такое. Бондарчук снимал "9 роту" все-таки с несколько другой целью. Он попытался показать афганскую войну так, как она была: почти полная бессмысленность происходящего (кучка старперов из руководства решила, что СССР должен помочь "братскому афганскому народу сохранить социалистические завоевания"), молодые ребята-призывники, которых бросают в эту мясорубку, и самые настоящие подвиги, которые они совершают, потому что у них нет другого выхода.
Что очень понравилось - в фильме, несмотря на то что он выстроен по всем законам жанра военной драмы, почти нет излишнего пафоса. И главное - акценты расставлены, на мой взгляд, очень и очень правильно. Эти ребята, попавшие в кошмар афганской войны, совершенно не задумываются над тем, кто там прав и кто виноват. Да они и не должны над этим задумываться. Их забросили туда, поставили боевую задачу - они должны ее выполнять. При этом почти каждый день они совершают настоящий подвиг - жертвуют собой ради друга, сослуживца, ради выполнения задачи. Потому что иначе нельзя, да у них и нет другого выхода.
В картине это все показано достаточно обыденно и без педалирования определенных болезненных тем. Жесткая муштра в учебке - ну да, так и было надо. Времени не было рассусоливать, нужно было хоть как-то научить этих ребят выживать. Ужасы войны также показаны без особого пафоса и без особой героики. Сидели на высоте, шутили, выпивали, сражались, убивали и умирали. И от этого действительно страшно, потому что это не голливудский боевик, где один крепкий орешек дает прокашляться мировому злу в лице какого-нибудь мужчины с недобрым лицом и его сотне подручных, а история о том, как это все было на самом деле. Пусть неточно, пусть с определенными допущениями и натяжками, но никто не снимет это все на сто процентов достоверно, никто!
Бондарчук попытался сделать честное кино - и, как я считаю, у него получилось честное кино. Да, к фильму есть претензии, причем немало. Некоторые моменты туда вставили совершенно напрасно (опять-таки, на мой взгляд, но я, с вашего позволения, больше не буду это повторять). Во-первых, плачущий Дыгало в красных маках - это достаточно пошлый кадр. Напрасно они его туда вставили. Я имею в виду - маковое поле. Потому что в самом плачущем от бессилия прапорщике, которого не пускают обратно в Афган, куда он давно рвется, ровным счетом нет ничего смешного или пошлого. Но маковое поле превращает трагедию в фарс. Это кадр, сделанный исключительно для романтичных девочек, а фильм, судя по всему, снимался вовсе не для них.
Во-вторых, есть определенные проблемы с возрастом многих персонажей фильма. Оно понятно, что кинематограф имеет право на определенные преувеличения, но почему двадцатилетних дембелей и двадцатипятилетних прапоров играют тридцатипяти- и сорокалетние актеры - не понятно. Это просто бросается в глаза.
Ну и в-третьих - самому Федору не стоило играть Хохла. Ну, ни к чему это. Он на самом деле очень неплохой актер - я с удовольствием смотрел его в различных ролях. Но, как минимум, не нужно снимать себя в главной роли в фильме, который ты ставишь, если тебя зовут не Вуди Аллен, а кроме того, Хохол у Бондарчука просто не получился. Совершенно искусственный и вычурный персонаж. Ну не верю я в него, не получается. Хотя большинство остальных персонажей - вполне естественные и жизненные.
Ребята-призывники получились очень и очень неплохо, особенно Лютый. Лютый там просто номер один, да и по сценарию он играет центральную роль. Взаимоотношения между ними, ссоры и братания - все выглядит очень и очень достоверно. Особенно порадовали диалоги - они сделаны именно так, как надо: простая, живая и вполне человеческая речь, что нечасто можно встретить в кино. И даже редкие матюки, за что отдельное спасибо сценаристу, причем безо всяких дураков, вставлены в сценарий очень аккуратно и вполне правильно: с одной стороны, они подчеркивают реальность происходящего, а с другой стороны, их именно столько, сколько нужно, - не больше и не меньше.
"9 рота" вызвала довольно большое количество весьма экспрессивных рецензий различных известных (и не очень) людей - и это еще один признак того, что фильм по крайней мере имеет полное право на существование. Рецензии были весьма разные. Во многих из них Федора Бондарчука обвиняли во всех смертных грехах - причем, что интересно, нередко в прямо противоположных. Например, камрад Гоблин, говоря о фильме, объяснил, что война в Афгане была просто-таки необходима для государства СССР, а о "кровавой бойне" визжала только всякая интеллигентская шелупонь, которая всегда визжит не по делу. И что режиссер Федор Бондарчук зверски исказил действительность, потому что на самом деле все было совсем не так. Журналист Дмитрий Быков все того же Федора Бондарчука и съемочную группу обвиняет в том, что - вот цитата: "Сценаристу Юрию Короткову принадлежит, конечно, главная заслуга в создании этой увлекательной, без шуток, картины. Задача перед ним стояла титаническая - осмыслить и оправдать Афган".
На самом деле Бондарчук не снял кино о том, что можно оправдать Афган, он также не снял фильм о том, как наши доблестные парни выполняли "интернациональный долг". Он просто снял "9 роту", в которой попытался показать, как это все было на самом деле. Попытка, на мой взгляд, была, во-первых, вполне искренняя, а во-вторых, вполне профессиональная. И кино получилось. Причем - без дураков.
- Официальный сайт фильма;
- Этот фильм на сайте IMDB;
- Рецензия Гоблина;
- Рецензия Быкова;
- Рецензия на Ленте;
- Рецензия на Film.ru;
- Рецензия Бабченко;
- Дневник;
- где можно обсудить рецензию и фильм.
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4 |
хорошее кино
решайте сами
>> кучка старперов из руководства решила, что СССР должен помочь "братскому афганскому народу сохранить социалистические завоевания"
как же цинично..
Чуть ли не единственная оправданная и грамотная война XX века, потому что когда враг мутит *уйню у тебя под боком его надо валить.
Ну, так и надо было валить. А вместо этого позорно сели в лужу. Апофеоз прогнившей советской системы.
Маков в тех местах — как говна за сараем. Родился в Самарканде, до сих пор помню эти поля и как они колышатся волнами под ветром. Так что с девочками и пошлостью промашка. В данном случае имеет место георгафический реализм. 😄
Так что с девочками и пошлостью промашка.
Точно так же, как и с Бондарчуком в главной роли. Хохла должен был играть Николай Фоменко, но он по каким-то причинам не смог принять участие в картине, и идея заменить его Бондарчуком родилась буквально на съемочной площадке)
Фёдор Бондарчук, по моему мнению отличный актёр, но хохла сыграл ужасно. И этот факт, когда режиссёр плохо играет заметного персонажа, сильно ударил по фильму. Сцена плачущего Дыгало в красных маках действительно пошлая, умирающий хохол неправдоподобен донельзя, капитан-рембо это просто смешно. Фильм жутко глянцевый, начиная с первых кадров дождя на пероне и заканчивая плачущим Лютым. И я не хочу сказать, что глянец плохо. Перл Харбор удачный фильм хоть и глянцевый. Но когда в фильме есть мат, секс в подвале и типа правда жизни, глянец тут не вяжется. Фильм скорее о героизме солдат и преодолении себя воимя неизвесно чего. Большинство актёров сыграли замечательно. Порадовал Чадов. Сольянинов же, по моему мнению, просто подошёл по типажу, а как актёр себя не проявил.
Фильм стоит посмотреть. Но это не шедевр. А Фёдор Бондарчук как режиссёр очередной раз провалился.
Общее ощущение: первый - глянец, второй - пыль гор.