Рейтинг Кинопоиск: 6,4
Рейтинг Экслера: 7,0
- Режиссер:
- Скотт Купер
Отзыв кота Бублика
Вязкий, заунывный готический криминальный триллер с красивой картинкой и совершенно не нужным По.
Елена Щетинина
Несмотря на звездный кастинг, качественную операторскую работу и атмосферный саундтрек, фильм с Кристианом Бэйлом в главной роли скорее не удался.
Антон Долин
США, октябрь 1830 года, штат Нью-Йорк. Отставной детектив Огастас Лэндор (Кристиан Бэйл) живет в своей избушке в полном одиночестве: жену он потерял, дочь Матильда сбежала из дома пару лет назад. В какой-то момент к Лэндору обратился капитан Хичкок (Саймон МакБерни) из Военной академии США в Вест-Пойнте. Он рассказал, что кадет академии по имени Лерой Фрай был обнаружен повешенным, и это крайне встревожило как руководителя академии суперинтенданта Тайера (Тимоти Сполл), так и учащихся. Так что Хичкок с Тайлером просят Лэндора принять участие в расследовании.
Лэндор соглашается, приезжает в академию, и там выясняется, что кадет Фрай не только был повешен, но у него также из груди вырезали сердце, что наводит на мысль о ритуалах, связанных с черной магией. К тому же доктор академии Дэниел Маркис (Тоби Джонс), осмотрев труп молодого человека, приходит к выводу, что это было убийство, а не самоубийство.
Лэндор приступает к расследованию, однако кадеты не идут с ним на контакт, за исключением одного единственного странноватого кадета, эдакой местной парии, которого зовут Эдгар Аллан По (Гарри Меллинг). По помогает Лэндору расшифровать содержимое обрывка записки, которую детектив обнаружил в руке убитого.
***
В основе сценария этого фильма - нашумевший одноименный роман Луиса Байарда 2003 года. Киносценарий писал сам Скотт Купер, роль детектива Лэндора он изначально планировал отдать Кристиану Бэйлу, причем как Купер сам рассказывал в интервью, что идея этого фильма у него появилась еще в 2013 году: в роли Лэндора он видел Бэйла, а Эдгара Аллана По Скотт планировал сыграть сам (как актер он снялся в 14 фильмах и сериалах - кстати, в том числе и в "Секретных материалах", откуда в этой картине появилась Джиллиан Андерсон).
Однако, по мнению Купера, Бэйл тогда был слишком молод для роли детектива, и он предпочел отложить проект, а Бэйл у него снялся сначала в криминальном триллере "Из пекла", а потом в вестерне "Недруги".
Я эти два фильма не видел, но смотрел другой фильм Скотта Купера "Черная месса", который мне, в принципе, понравился.
Оригинальное название книги и фильма "The Pale Blue Eye" (бледно-голубой глаз) - это прямая цитата из книги Эдгара Аллана По "Сердце-обличитель", которая в переводе звучит так: "Один из его глаз напоминал глаз стервятника — бледно-голубой глаз с пленкой над ним. Всякий раз, когда он падал на меня, моя кровь стыла в жилах; и так постепенно — очень постепенно — я решил лишить жизни старика и, таким образом, навсегда избавиться от глаза»".
Русскоязычный вариант "Всевидящее око" (именно под таким названием выходил перевод книги) - не самый удачный, потому что и в оригинале ни о каком всевидящем оке речь не идет, да и в фильме под определение "всевидящего ока" попадает разве что ястребиный взгляд самого Эдгара Аллана По, который постепенно докапывается до истины, и от него ничего не скроется. Впрочем, я не могу предложить вариант получше, поэтому и претензию предъявлять не буду.
У писателя Эдгара Аллана По есть рассказ под названием "Домик Лэндора", но там рассказывается о человеке, который шел по очень красивой дороге одного из графств штата Нью-Йорк, и в конце концов он прибыл к некоему дому, принадлежащему, как выяснилось, некоему Лэндору. На описании дома рассказ, собственно, и заканчивается. Что интересно, автор дважды отправлял рассказ в редакцию журнала The Metropolitan, но оба раза редактор отказывался его публиковать.
Сам Эдгар Аллан По действительно какое-то время был кадетом в Военной академии Вест-Пойнт.
Ну а теперь перейдем к тому, что собой представляет данный фильм. Да, только еще отмечу, что основное финансирование создатели картины - Кристиан Бэйл, кстати, был одним из продюсеров - получили у стримингового сервиса Netflix, который выкупил права на показ этой картины за $55 миллионов, после чего проект смог состояться.
Что у них получилось? "Всевидящее око" - это такой готический детективный триллер, которых не было уже продолжительное время. Это не чистый детектив, потому что в детективную составляющую вплетаются всякие мистические элементы, которые, впрочем, потом объясняются со вполне реалистичной точки зрения: это такой сплав психологического триллера и детектива, причем сплав остросюжетный.
Здесь очень трудно догадаться, как в итоге будут развиваться события и что мы получим в конце, причем, в отличие от многих картин с лихо завернутым сюжетом, раскручивание сюжетного клубка от конца к началу, что я всегда люблю проделывать с подобными фильмами, не выявляет явные сюжетные дыры и несостыковки, а даже и наоборот - подтверждают наличие определенной логики во всем, что происходило. И это уже, на мой взгляд, явный плюс картины.
Кристиан Бэйл в роли Лэндора - очень хорош. Несущий в себе свое горе - умершая жена и пропавшая дочь, - немногословный, как бы потухший, но одновременно заинтересованный этим загадочным делом - сыграно прям здорово, и я понимаю режиссера, который говорил, что еще десять лет назад Бэйл этого персонажа сыграл бы совершенно не так. А вот сейчас - это именно то, что нужно.
Однако, отдавая должное Кристиану Бэйлу, я все-таки хочу сказать, что главный актер в этом фильме - Гарри Меллинг, сыгравший Эдгара Аллана По. Меллинг - очень хороший и весьма разноплановый актер. Везде, где я его видел, он играл отлично, создавая яркий и запоминающийся образ. И здесь - это просто здорово! Странноватый персонаж, который по определению будет парией среди этих кадетов, в его глазах есть и определенное поэтическое безумие, которое, безусловно, было в самом Эдгаре Аллане По, и некий оттенок мистицизма.
Меллинг даже действительно чем-то похож на этого выдающегося писателя и поэта (я рассказы и повести Эдгара По много читал в детстве, что не самым лучшим образом сказалось на моей психике, потому что было просто слишком рано знакомиться с его творчеством), но дело тут далеко не только во внешней схожести.
Эдгар Аллан По
И в эпизодах, где Меллинг играет вместе с Бэйлом, его персонаж явно перетягивает на себя одеяло зрительского внимания, хотя этот никак не упрек Бэйлу, потому что именно так это все было и задумано с постановочной точки зрения.
Также нельзя не отметить некоторые второстепенные роли, среди которых прежде всего выделялся отличный актер, мастер эпизода Тоби Джонс в роли доктора, парочка из капитана Хичкока и суперинтенданта Тайера (Тимоти Сполл вообще великолепен в образе этого вояки с физиономией обиженного бульдога), ну и Джиллиан Андерсон очень понравилась в роли жены доктора, но я узнал, что это именно она - только когда почитал кастинг, она тут не очень узнаваема.
Ну отдельные комплименты самому постановщику Скотту Куперу, оператору Масанобу Такаянаги, и композитору Хоуарду Шору - все составляющие этой картины сделаны очень хорошо. Медитативные заснеженные пейзажи, определенные светофильтры, из-за которых картинка выглядит почти черно-белой с заметной синей составляющей (форма кадетов), соответствующая музыка - это производит впечатление.
Претензии критиков и зрителей в том, что картина изрядно затянута, и это влияет на динамику - поддержу, да. Действительно затянуто, и действительно можно было бы сократить. Однако картина созерцательная, и мне понятно желание режиссера всю эту историю рассказать, не торопясь. Он на это имеет право, конечно.
В общем, мне понравилось. Атмосферно, готически, очень неплохой остросюжетный детективный триллер. Немного затянуто, но это картину не сильно портит. Одобряем, да, и рекомендуем.
Официальный трейлер:
Зрелищность | 4+ |
Актерская игра | 4+ |
Режиссерская работа | 4 |
Сценарий | 4 |
хороший детективный триллер
можно
Бэйл - молодец, каждая новая роль интересна. Мэллинг неплох, вытянул роль По.
А вот и нет! Очень хорошо закончили, очень правильно. Молодцы. "Сонная лощина" здорового человека.
У Грамматикова Юм-Юма, лучшего друга Мио, сыграл Бэйл. По признанию Бэйла, именно во время поездки в Советский Союз он впервые почувствовал себя взрослым и независимым.
Рэй Брэдбери, Эшер II.
Необычный фильм.
А кадры во "Всевидящем оке" красивые, да...
И великий манипулятор.
Может быть, психологическая драма с элементами триллера? Тогда, возможно.
С детективом-триллером - это самое простое, ну а что еще придумать? Специалист был несообразительным, а потом его озарило и он начал всё делать супер? ("Золушка"/оказался вдруг в будущем/принял вещества) Ну еще вариант - пригласили стороннего/иностранного специалиста (Холмс/Пуаро). Еще - ему было пофиг, начали обижать и он как разошелся... (обычно боевики)
Вот и придумайте сходу - как это обыграть и чего еще не было в истории литературы или кинематографа.
...доктор академии, осмотрев труп молодого человека, приходит к выводу, что это было убийство, а не самоубийство.
Какой прозорливый доктор!
Тут действительно и из могилы можно. Косточки достать, бульончик наварить...
А для какого обряда и через неделю можно. Наверное...
Это вам не медицинский центр Джонса Хопкинса.
Еще предложите могилы раскапывать!..
Пошел качать.
Смог досмотреть до чуть больше середины. Очень красиво и очень заунывно. Сами по себе главные персонажи хороши, но в их сочетании что-то не ладится. Как селёдка с вареньем.
А излишняя красивость часто вредит фильмам такого жанра (детективная неоготика). Скажем, сериал "Имя розы" просто не смог смотреть, такое все эстетичное, такая любовь к каждому кадру. Это же смакование красивых одежд, помещений и трупов сгубило неплохо начинавшийся "Фрейд". А вот "Венская кровь" получился просто отличный, а всего-то уменьшили эстетики и добавили реальности.
Но здесь гипермеланхолик с суперхолериком. И это не комедия. Поэтому, когда они вместе, то или один раздражает своей апатией, или другой, своей неуемностью.
Но, разумеется, корейские боевики с сочным махачем лучше.