Ворон / The Crow
28.09.2009 23827   Комментарии (18)
Боевик, США, 1994, 102 мин.
Бюджет: $15 млн.  Сборы по миру:  $94 млн
Черный ворон! Что ты вьешься над моею головой?
Вопрос кота Бублика
Когда-нибудь дождь закончится.
Слова из песни, которые не выкинешь

Действие происходит то ли в будущем, то ли в прошлом в городе под названием Детройт, больше похожем на Готэм-сити. Несмотря на то что в городе вроде как присутствуют какие-то органы правопорядка, реально все здесь пляшет под дудочку наркомана-психопата по прозвищу Топ Доллар (Майкл Уинкотт). Топ Доллару подчиняются несколько уличных банд, которые выполняют любое его приказание. Топ Доллар очень любит ночь Хеллоуина, которую он называет "Дьявольская ночь". В этот день каждый год Топ Доллар отправляет свои банды устраивать поджоги по всему городу.

Впрочем, в этот раз небольшой банде отморозка Тиберда (Дэвид Патрик Келли) досталось другое задание. Им нужно посетить одно старое здание, которое Топ Доллар давно собирается расселить, чтобы перестроить. Одна из семей, живущая на самом верху, строчит жалобы в муниципалитет и полицию, протестуя против этого расселения. Банда Тиберда должна так припугнуть жильцов, чтобы они расселились со скоростью звука и перестали строчить кляузы.

Однако все пошло не так, как планировалось. В этой квартире жила молодая пара, которая собиралась пожениться, - девушка Шелли Уэбстер (София Шайнас) и Эрик Дрэвен (Брендон Ли). Эрик в момент визита банды находился на улице, поэтому Тиберд со своими отморозками начал спокойно насиловать Шелли - ну, чтобы она поняла, как глупо себя вела. Но Эрик неожиданно вернулся. Поэтому ему снова пришлось пойти на улицу - правда, уже с пулей в груди и не пользуясь лестницей. Шелли от полученных ранений и побоев также скончалась через некоторое время.

Прошел год. И тут сбылось старинное пророчество, которое гласит, что если кто-то умер не своей смертью, то через некоторое время этот человек может вернуться в виде ворона - чтобы отомстить обидчикам.

Эрик вернулся. Но не в виде ворона, а в сопровождении ворона. Вернулся он, разумеется, для мести, а так как парень год провел в могиле, то он приобрел интересные свойства: пулей или каким-то холодным оружием его убить нельзя - раны тут же зарастают.

Эрик делает себе эффектный макияж в виде Джокера из Бэтмена и идет мстить!..

Банде Тиберда, разумеется, кранты - Эрик должен замочить их всех до единого, не зря же он выбрался из могилы.

Сам Топ Доллар, услышав о подвигах Эрика, не то чтобы испугался, но заинтересовался. Ему хочется выяснить, каким образом Эрик обрел свою силу и неуязвимость. Может быть, думает Топ Доллар, это все получится использовать в своих собственных целях...

***

"Ворон" был снят небольшой компанией Crowvision Inc. с достаточно скромным бюджетом - $15 миллионов. Фильм поставлен по комиксам Джеймса О'Бэрра, и в нем очень заметно влияние бертоновского "Бэтмена", а также еще нескольких фильмов вроде "Эль Марьячи" Родригеса (именно его, а не "Отчаянного", который вышел позже).

От "Бэтмена" в "Вороне" немало. Это обстановка темного города, эдакого Готэм-сити, который целиком построен в студии. Также макияж Эрика почти в точности повторяет страшное лицо Джокера, только в черно-белом, готическом варианте.

Однако со сценарной точки зрения "Ворон" сделан намного примитивнее. Убитый отморозками парень через год вылезает из могилы и отправляется всех мочить. Черный ворон указывает ему путь к врагам. Периодически Эрик играет на гитаре - потому что до убийства он был гитаристом в ансамбле. Вот, собственно, и все. Сентиментальности ради в картину добавлена маленькая скейтбордистка Сара, которая в свое время дружила с Эриком и Шелли. Также в действие введен честный полицейский сержант Альбрехт, которого гнобит его подлый белолицый начальник с изрытым лицом и недобрыми глубоко посаженными глазами. Ну и важную роль играет Корень Зла всея Детройта - Топ Доллар. Он настолько крут и отморожен, что даже не понятно, сможет ли его завалить неубиваемый Эрик.

Казалось бы, фильм достаточно вторичный и не блещет изысками сценария. У зрителей он не должен был вызвать особого интереса и, скорее всего, отправился бы прямо на видео.

Однако во время съемок произошла прямо-таки мистическая трагедия, которая вызвала бешеный интерес к этому фильму. А произошло следующее. Когда снимали сцену нападения банды Тиберда на квартиру Шелли и Эрика, во время холостого пистолетного выстрела Брендон Ли вдруг упал, обливаясь самой настоящей, а не бутафорской кровью. Выяснилось, что каким-то непонятным образом в него попала пуля, которая задела жизненно важные органы и засела в позвоночнике.

Двенадцать часов Брендон находился в реанимации, умирая от кровотечения, которое невозможно было остановить, и, как только к нему примчалась его невеста Элиза Хатсон, узнавшая о несчастье, Брендон Ли умер. Его отец Брюс Ли также умер во время съемок при загадочных обстоятельствах.

Разумеется, было проведено очень тщательное расследование. Версий было много - от боевого патрона, подложенного непонятными врагами, до всякой мистики.

В реальности же, как выяснилось, произошло следующее. Во время съемок одной сцены потребовалось показать, как пистолет заряжается патронами. Поэтому у патронов были настоящие медные пули, но из гильз вытащили порох. После съемок сцены мастер по реквизитам (но не по оружию - мастер по оружию к тому времени уже ушел) выстрелил из пистолета "всухую", чтобы спустить курок, в результате чего пулька от взрыва капсуля выскочила из гильзы и оказалась в стволе револьвера.

Следующая сцена с этим револьвером была сценой изнасилования Шелли. Пистолет был заряжен пустышками, в которых обычно в два или три раза больше пороха, чем в обычных пулях, чтобы было много шума. Ли вошел в комнату, неся мешок с продуктами, среди которых был взрывной пакет с кровью (чтобы кровь разбрызгивалась во все стороны). По сценарию Фанбой (Майкл Мэсси) должен был выстрелить в Ли, когда тот входит в комнату. При выстреле холостым патроном пуля, остававшаяся в стволе из-за мастера по реквизитам, была выстрелена в Ли. Она прошла через пакет с продуктами и смертельно ранила актера.

Позже члены съемочной группы сразу начали вспоминать о некоторых "знаках", предшествующих этому событию. Например, помощница продюсера рассказывала, что утром дня трагедии Брендон играл с реквизиторским пистолетом, который еще не был заряжен, поднес его к виску и нажал на курок. Пистолет сухо щелкнул. Вокруг все перепугались, а Брендон засмеялся и сказал, что такой пистолет не может ему повредить.

Статьями об этой трагедии были полны все издания. А перед создателями картины встал вопрос, что делать дальше. Сначала, конечно, хотели вообще остановить съемки. Однако, несмотря на то что по сюжету сцена нападения на семью Эрика и Шелли происходит в самом начале, к моменту ее съемок большинство эпизодов фильма были уже отсняты. В конце концов приняли решение доснять картину, а Брендона заменить дублером, лицо которого потом обрабатывалось с помощью компьютерных технологий. Кроме того, в некоторых эпизодах использовались съемки Ли, сделанные для других сцен. Съемки реальной гибели Брендона в картину, разумеется, не вошли.

Особый интерес зрителей к этой картине был гарантирован. В первый уик-энд "Ворон" собрал почти двенадцать миллионов - это огромная цифра для малобюджетного фильма.

Но что он собой представляет? Пустышку, которая привлекла к себе внимание только из-за случившейся трагедии? Нет. Безотносительно к истории с Брендоном картина достаточно примечательная и культовой (в определенных кругах) считается не зря. Пройасу удалось воссоздать в картине такую мрачную атмосферу - темный зловещий город, в котором все время идет дождь, - что это производит заметное впечатление далеко не только на тинейджеров. Фигура Эрика со зловеще раскрашенным лицом, черный ворон на его плече, улицы города, периодически показываемые как бы взглядом этого ворона (хорошая находка, кстати), - все это явно выходит за рамки обычной поделки.

Плюс сцены мести, а особенно перестрелка Эрика в логове Топ Доллара - это снято просто отлично.

Я сейчас-то эту картину посмотрел с большим интересом и представляю, как это все смотрелось пятнадцать лет назад, когда она только вышла. Так что неудивительно, что этот фильм быстро стал культовым. А вот казалось бы - много заимствований и подражаний, но из этого получилась вполне самостоятельная картина, которая в определенном смысле стала знаковой.

© 1998–2024 Alex Exler
28.09.2009
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4
Сценарий 4
Кратко о фильме:
очень атмосферно
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 18

В юнности затер кассету с этим фильмом до дыр. Недавно пересмотрел - уже ощущения не те, но все равно получил удовольствие от просмотра. Стильное кино 7/10
16.11.09 14:52
0 0

В любом случае в восьмидесятые годы в школе для нас советских мальчишек Брюс был легендой, как в прочем и в общем боевые искусства. Так что в памяти он остался как великий актер.
01.10.09 15:31
0 0

мастер по реквизитам (но не по оружию - мастер по оружию к тому времени уже ушел) выстрелил пистолет "всухую"

"мастер выстрелил пистолет"... может лучше "выстрелил из пистолета"?
28.09.09 19:02
0 0

Алекс, зачем Вы бред пишете про то что Брюс Ли умер во время съемок при загадочных обстоятельствах?

Вы бы хоть википедию открыли почитали.
28.09.09 17:46
0 0





Pantsoffski: Алекс, зачем Вы бред пишете про то что Брюс Ли умер во время съемок при загадочных обстоятельствах?



Умер во время съемок фильма якобы от таблетки от головной боли. Всего лишь одна из версий. Если это не загадочные обстоятельства - я уж и не знаю, чем вас удивить.
28.09.09 17:51
0 0

Jekyll, это два разных вида птицы. Но я вспомнил в чем тут фишка-т.н. американская воро́на на вид очень похожа на ворона, также обладая сплошным черным опереньем.
28.09.09 17:16
0 0

Glaz Tigra, и тут вы и правы, и, все же, неправы. Конечно, обычно raven -- ворон, crow -- ворона. Однако raven имеет оттенок более мистический, это ворон как символ, как, например, знак плохого -- хотя, конечно, и просто ворон тоже, но не только. Crow такого смысла не имеет, это буквальный термин, зоологический и означает он "ворон" безотносительно к полу. Слово "raven" также более новое. "Craw" более старое и, как и многие другие слова английского, изначально является звукоподражанием.

AntonN, в моем первом посте я как раз написал, зачем.
28.09.09 15:10
0 0

Ещё можно вспомнить, что точно так же погибает персонаж Брюса Ли в последнем его фильме. Только там актёра убивают намеренно. Вернее не убивают, а тяжело ранят.
28.09.09 15:06
0 0

я слышал, что пистолет был специально заряжен боевыми патронами и использовался в других сценах этого же фильма (уже забыл, зачем в тех сценах нужны были именно боевые патроны)
28.09.09 13:14
0 0

Помню какую сенсацию вызвала смерть Брендона Ли, теоретики по конспирациям прям зашлись от восторга... В общем согласен с рецензией, с двумя маленькими поправками. Во первых, "crow" переводиться как "воро́на" (не самка ворона, а вполне самостоятельный представитель семейства врановых). Но это уже на совести прокатчиков. А во вторых, удивляюсь почему Алекс не упомянул отличный саундтрек фильма, во многом способствоваший его успеху. Мощная такая урбанически-индустриальная готика плюс специально написанная к фильму песня Stone Temple Pilots-"Big Empty", ставшая хитом.

ПэСэ-аж три сиквелла накрутили. Второй-"Ворон: Город Ангелов" еще худо-бедно можно смотреть (кстати, тоже неплохой саундтрек), а вот нумера III и IV-ни в коем разе, тут даже совместные усилия Морриконе, Ванжелиса, и хора ангелов не помогли бы...
28.09.09 12:40
0 0

Согласен с пердыдущим комментатором - гильза ну никак не могла попасть в ствол, так как она всегда больше ствола. А вот пуля вполне могла.
28.09.09 12:27
0 0

Интересная рецензия. Алекс, а где вы добыли информацию о том, как именно погиб Ли? Мне просто любопытно, поскольку я слышал немного другую историю. Я вообще не уверен, что гильза может выстрелить. Насколько я знаю, тот же самый пистолет в другом фильме использовался в сцене, где крупным планом показывалось, как патроны заряжаются в магазин. Обычно для таких сцен используются специальные бутафорские патроны, похожие на настоящие. Работники же купили настоящие патроны, вытащили пули, высыпали порох и поставили пули на место. После чего те были заряжены в оружие. Дальше некто -- не знаю, кто -- в свободное время нажимал спусковой крючок оружия. В результате (поскольку оно-то боевое), естественно, взорвался капсюль и, хотя пороха и не было, этого хватило, чтобы сдвинуть пулю в ствол. Оружие было разряжено, а потом заряжено холостыми патронами с большим количеством пороха -- и выстрел холостым выбил пулю из ствола Ли в живот.

Но может я и ошибаюсь.

Иронично, но смерть Ли здорово повлияла на фильм. Изначально это должен был быть более жесткий боевик о мести, но в итоге, и из-за настроения съемочной группы, и из-за просто недостатка трети нужных сцен, фильм был перемонтирован и переснят так, что стал куда более романтичным и в значительно большей степени о любви, нежели о мести.

Довольно любопытно, Ли тоже был молодоженом, в итоге случайно застреленный, играя персонажа-молодожена, который тоже был случайно застрелен... Ну и плюс куча халтуры со стороны оружейников. Хотя есть еще теория, что это все китайская Триада мстит поколению Брюса. Он им там чем-то насолил...
28.09.09 12:02
0 0





Jekyll Grim Payne: Хотя есть еще теория, что это все китайская Триада мстит поколению Брюса. Он им там чем-то насолил...



Смотрела одну телепередачу довольно давно, там как раз перечислялись версии гибели Брюса и Брэндона. Про сына плохо помню, а вот причина мести китайской Триады Брюсу Ли мне запомнилась - он вроде как первый начал профессионально обучать европейцев единоборствам, раскрыл секреты истинного мастерства, хранимые веками, и проч.


28.09.09 22:23
0 0





Jekyll Grim Payne: Я вообще не уверен, что гильза может выстрелить.



Да, это фигня какая-то у меня была написана, поправил, спасибо.
28.09.09 12:37
0 0