Рейтинг Кинопоиск: 8,6
Рейтинг Экслера: 7,5
- Режиссер:
- Джеймс Хоуз
Отзыв кота Бублика
Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».
Фраза из Талмуда
1987 год. Пожилой джентльмен Николас Уинтон (Энтони Хопкинс) со своей женой Гретой (Лена Олин) живут в симпатичном домике недалеко от Лондона. Их дочь ждет ребенка, и чтобы в доме прибавилось места, Грета просит мужа освободить сарай и его кабинет от целой кипы пылящихся документов. Николас начинает разбирать старые бумаги и натыкается на кожаную папку, в которой хранятся документы и фотографии каких-то детей. И содержимое этой папки напоминает ему старую историю, которая началась в 1938 году...
В то время молодой брокер Николас Уинтон (Джонни Флинн) по просьбе своего друга Мартина Блэйка (Зигги Хит), работающего в еврейской благотворительной организации, отправился в Прагу: Гитлер уже захватил Судетскую область под предлогом страшных притеснений этнических немцев в этом регионе, и постепенно захватывал Чехословакию. До Праги немецкие войска еще не дошли, но было хорошо понятно, что это всего лишь вопрос времени.
Тысячи семей евреев-беженцев из Судетской области оказались под угрозой попадания в немецкие концлагеря, и Николас с Мартином и несколькими сотрудниками Британского совета по делам беженцев в Чехословакии начинают лихорадочно искать возможности как-то вывезти еврейских детей из Праги в Лондон. Способ есть, но он очень непростой: для детей нужно подобрать в Великобритании семьи, готовые их принять, после чего получить на них въездные визы в Министерстве внутренних дел, и только после этого организовать их перевозку на поезде. Всё это требует и денег, и серьезнейших усилий.
Однако Николас и остальные не думают, во что им всё это обойдется, они просто начинают действовать. Николас возвращается в Лондон, начинает сбор благотворительных средств на вывоз детей, занимается для них поиском семей, готовых этих детей принять, и сражается с британской бюрократией за то, чтобы визы детям выдавали безо всяких проволочек. В этом ему активно помогает его мать Баби Уинтон (Хелена Бонем Картер): она очень коммуникабельна и отлично умеет общаться с британскими бюрократами, которые не могут отказать такой настойчивой даме.
***
Да, это совершенно реальная история: брокер Николас Уинтон, работающий на бирже, в 1938-1939 годах сумел вывезти из Праги 669 еврейских детей, таким образом спасая их жизни, потому что практически все еврейские семьи, оставшиеся в Чехословакии до прихода фашистских войск, впоследствии погибли в концлагерях. С приходом Гитлера в Чехословакию поезда с детьми выпускать перестали, и Уинтон до конца своей жизни жалел о том, что они, возможно, могли спасти больше детей.
Уинтон был очень скромным человеком, и он об этой истории никому не рассказывал в течение 49 лет. Только в 1988 году его жена обнаружила записную книжку с адресами английских семей, принявших спасенных Уинтоном детей, и Грета стала разыскивать этих детей, а потом обо всем этом рассказали в ток-шоу That’s Life на канале BBC: Николаса Уинтона пригласили в эту передачу, и он не знал, что все люди, сидящие в зале - это те самые дети, которых он в свое время спас.
Этот очень трогательный ролик есть в Интернете, и вполне возможно, что он вам попадался - я его раньше точно видел.
После этого Николас был посвящен в Великобритании в рыцари, в Чехии его наградили орденом Томаша Гаррига Масарика четвёртой степени (позже, перед самой смертью, Уинтона в Чехии наградили высшей государственной наградой страны - орденом Белого Льва), в Праге на Центральном вокзале поставили памятник Уинтону, а в 2008 году его выдвигали на Нобелевскую премию мира.
Николас дожил до 106 лет - он скончался 1 июля 2015 года.
Идея фильма об этом человеке появилась у продюсера Иэна Каннинга, когда он увидел ту самую запись передачи That’s Life. Каннинг вместе с Эмилем Шерманом, с которым они основали продюсерскую компанию See-Saw Films, в 2010 году встретились с Уинтоном, которому тогда был 101 год, и он на них произвел большое впечатление своими человеческими качествами: они его охарактеризовали как очень доброго и щедрого человека, при этом очень скромного - Николас вовсе не хотел, чтобы его выставляли героем. Он считал, что делал в то время то, что должен был делать: пока была возможность спасти хоть каких-то детей, он их и спасал.
В 2014 году вышла биография Николаса Уинтона, написанная его дочерью Барбарой - "Если это не невозможно…: Жизнь сэра Николаса Уинтона", и Каннинг с Шерманом решили, что она может послужить основой сценария. Барбара согласилась на то, чтобы по ее книге сделали фильм, однако ставила условием, чтобы ее отца сыграл Энтони Хопкинс.
Хопкинс согласился принять участие в этом проекте, на роль молодого Николаса пригласили Джонни Флинна ("Эмма.", "Костюм", "Рипли"), а Хелен Бонем Картер должна была сыграть мать Николаса Баби.
Режиссером фильма стал Джеймс Хоуз - он в основном работал режиссером в сериалах, таких как "Доктор Кто", "Черное зеркало", "Воспитанные волками", "Медленные лошади", - а единственный полнометражный фильм "Энид" он снял в 2009 году, и главную роль там сыграла Хелена Бонем Картер.
Что у них из этого получилось? "Одна жизнь" - картина о двух периодах в жизни Николаса Уинтона, которого в прессе называли "Британским Шиндлером". Ретроспективная часть жизни Уинтона относится к той самой операции "Чешский киндертранспорт", проводимой в 1938-1939 годах, перед самым вторжением Гитлера в Чехословакию, а та часть с Николасом на пороге его восьмидесятилетия посвящено тому, как о Уинтоне и об этой операции узнал весь мир.
Оба этих периода сделаны очень хорошо. Ну и понятно, почему дочь Уинтона, написавшая о нем книгу, ставила условием согласия на экранизацию то, что ее отца должен был сыграть Энтони Хопкинс. Вряд ли кто-то кроме сэра Энтони мог бы сыграть эту роль настолько здорово! (И тут сразу вспоминается пронзительная и очень здорово сделанная драма "Отец", где у Хопкинса роль - просто шедевральная!)
Хопкинс эту роль играет отлично - впрочем, как и всегда: Уинтон - обычный пенсионер, занимающийся благотворительностью, об истории с "Чешским киндертранспортом" он никому не рассказывал, потому что это - дела давно минувших дней, к тому же у него осталась глубокая психологическая травма из-за того, что последний уже снаряженный поезд немцы из Праги уже не выпустили, и эти дети, скорее всего, все погибли.
Нам не показывают, как складывалась жизнь Николаса после той самой передачи, но очевидно, что это был не тот человек, который бы как-то упивался своей ролью героя: никаким героем он себя не считал, он просто делал то, что считал нужным, а то, что он спас несколько сотен детей - он думал только о том, что он мог спасти больше, и это было трагедией многих таких людей, спасающих жизни - они всегда сожалели о том, что не успели спасти больше.
Джонни Флинн в роли молодого Николаса - мне понравился. Мне вообще нравится этот актер, хотя его некоторые критики и зрители здесь и в том же "Рипли" поругивают - мол, он совсем не такой яркий персонаж, который, по их мнению, должен был быть в этом фильме. Но Флинн - он не склонен к излишней театральности, он своих персонажей обычно отыгрывает на полутонах, но у него это получается очень хорошо - тот самый случай, когда интересный и ёмкий образ создается на минимуме эмоций.
И в данном фильме это и требовалось по сюжету: как уже говорилось, реальный Николас был человеком скромным, и он просто делал то, что считал нужным. Здесь это все так и показано и, на мой взгляд, Флинн на эту роль подошел на все сто. И в одном его взгляде, когда он смотрит на очередную девочку-беженку, понимая, что ее ждет - содержится всё, что он должен был показать в этой роли, и он это сделал.
Хелена Бонем Картер в роли матери Николаса - чудесная совершенно, и это очень яркий и заметный персонаж. Каждое появление Хелены - это просто праздник какой-то: она с таким блеском и изяществом долбает британскую бюрократию, что там просто в буквальном смысле слова "слоники начинают бегать".
Замечательный актер Джонатан Прайс здесь сыграл маленькую роль семидесятишестилетнего Мартина Блэйка, который встречается с Николасом в ресторане. Но у Прайса маленьких ролей не бывает, эпизод с ним - отличный.
Соответствующая эпоха - конец тридцатых прошлого века в Лондоне и Праге воссоздана достаточно достоверно, также мне понравилось, что постановщик нигде не пытается из зрителей намеренно давить слезу - даже наоборот, вся эта работа по вывозу детей показана хотя и нервной, но обыденной. Ну и ключевая сцена встречи Николаса со спасенными им детьми в ток-шоу That’s Life поставлена без излишнего драматизирования: собственно, эта встреча и сделана именно так, какой она была на самом деле.
Очень хорошее кино, мне понравилось. Я знал об истории Николаса Уинтона, я видел ролик с этой встречей в ток-шоу, и мне это никак не мешало смотреть данный фильм. Он хорошо сделан, в нем отлично сыграли Энтони Хопкинс и Хелена Бонем Картер, да и Джонни Флинн со своей ролью тоже вполне справился. Вполне имеет смысл посмотреть, как я считаю.
Николас Уинтон и Энтони Хопкинс.
Официальный трейлер:
Документальный фильм "Спасая жизни перед лицом войны: невероятная история Николаса Уинтона".
Зрелищность | 4 |
Актерская игра | 5 |
Режиссерская работа | 5 |
Сценарий | 5 |
отлично сделано
да
То, что Николас - герой и праведник- нет никаких сомнений. И то, что нобелевский комитет, который предпочёл ему политическую проститутку Ахтисаари в 2008 году, состоял из таких же проституток, тоже не подлежит обсуждению. Но есть одно обстоятельство, которое, не будучи явно упомянутым в фильме (так это или нет - не знаю, ещё не смотрел) сделает этот фильм насквозь лживым.
Гитлер был психически больным, но этого не скажешь о Чемберлене и Рузвельте. Оба в 1938 году прекрасно знали об участи европейских евреев под Гитлером. При этом оба держали границы своих стран строго на замке конкретно для евреев - неевреям было гораздо легче в 1938 году эмигрировать из Европы. Дети из Праги вывозились в Англию, используя лазейку в британском иммиграционном законодательстве, по которому для не достигших определённого возраста (по-моему, 14 лет, но могу ошибаться) имелся путь для облегченного получения визы при наличии приёмной семьи в Британии. В Америке и такого не существовало - она была закрыта и для детей. При этом все всё знали, и в первую очередь сами вывозимые дети понимали, что их родители, бабушки с дедушками и старшие братья-сёстры, не попавшие под специальную визу, остаются погибать. Представляю себе, с какой неизлечимой травмой эти дети прожили всю свою жизнь. Опять же - Николас и его друзья сделали всё, что могли, но какими же (нецензурные слова) были Рузвельт и Чемберлен с присными...
Если этот пассивный геноцид со стороны английских и американских властей того времени не упомянут в фильме (я не надеюсь на осуждение - хотя бы ясное упоминание), то мне его смотреть будет неприятно.
Вывозимые дети не понимали, что их родители, бабушки с дедушками и старшие братья-сёстры, не попавшие под специальную визу, остаются погибать. И тем менее понимали это Рузвельт с Чемберленом.
По той простой причине, что до оккупации Праги в марте 1939 г., кроме Хрустальной ночи ("ну погорячились, бывает"), евреи в Германии все-таки не погибали. Более того, у нацистов не было ещё даже и планов уничтожения евреев Европы. Просто за физической невозможностью устройства геноцида в Европе в мирное время, а не в аду уже ведущейся Мировой войны.
Поэтому, Эйхман (в звании лейтенанта) в эти месяцы интенсивно трудился над выдавливанием евреев из Рейха - в любое место, где их примут. Собственно, к Окончательному решению нацисты перешли потому, что им стало ясно: миру евреи не нужны, мир их не хочет, миру на них плевать.
В этом смысле ты прав, конечно.
Вот чисто ради игры Прайса и Хопкинса - могу рекомендовать к просмотру.
Игра двух главных актеров даже на время умерила мою неприязнь к тем кого они играют и какой организацией их герои руководят.
"Спас одного человека - герой, спас 1000 человек - медсестра"
В книге такая наклейка была на заднем стекле машины женщины, работавшей медсестрой.
Раньше не слышал этой фразы.
Фильм смотрел, мне понравилось, особенно с учетом того, что об истории этой ничего до просмотра не знал, поэтому сцена в студии прошибает до слез конечно очень сильно.
"Спас одного человека - герой, спас 1000 человек - медсестра"
Опять же, вот я иду по мосту и вижу, как человек цепляется с внешней стороны за бортик, вот-вот плюхнется с высоты в студёную воду. Я подхожу, хватаю его и вытаскиваю на тротуар. Разве я герой, хоть и спас его? Я же ничем не рисковал.
Вообще любая специальность несет проф. деформацию и своеобразный юмор.
Думаю многие помнят любимый "юморной" плакат у ментов из 90х:
"Отсутствие у вас судимости это не ваше достоинство, а наша недоработка"
А вот образец более жесткого юмора их же коллег из сталинской эпохи.
На вопрос "Вы же меня вызвали на допрос в качестве свидетеля, а не подозреваемого ?"
Могли задумчиво так ответить:
"Вон за окном по площади рядом с Дзержинским люди ходят, вот они подозреваемые,
а вы у нас сейчас обвиняемым станете"
Такой знаете юморок, что "кровь в жилах стынет" - какова эпоха, таков и юмор.
Вот вам своеобразный юмор продавцов например:
"Мы ваши гаджеты не распечатываем и своими грязными руками не трогаем"
Если вам не смешно, то вы просто не проф продавец, я например увидел ее много лет назад и невольно заулыбался.
Думаю тут много кто может дополнить, тема забавная.
Долгие годы бронзовый Феликс одиноко стоял на своем островке посреди площади. Москвичи быстро подметили эту недоступность памятника и тут же её обыграли в «народном творчестве». У монумента появилось, например, прозвище «Робинзон Крузо». И анекдот: у армянского радио спрашивают - какой памятник у нас самый дорогой? Армянское радио отвечает: конечно, памятник Дзержинскому; ведь даже чтобы возложить к нему цветы, надо милиционеру 3 рубля штрафа заплатить за переход улицы в неположенном месте!
И ещё я слышал про такой розыгрыш - вредные московские красавицы назначали надоедливым заезжим провинциалам свидания «у памятника Дзержинскому».
Потом этот сюжет перекочевал во многие тюремные воспоминания, где каждый автор приписывал его себе. Возможно, так и было - история повторялась...
Очень вероятно, что это было типа одного из многочисленных приемов запугивания у следователей того времени, так же как и плакат из 90х по сути был тем же способом оказания давления на приходящих в кабинет.
Все же служившие в советской армии помнят наверно поговорку "Можно Машку за ляжку..." это тоже образец устного армейского юмора, смысл которого был в том, чтобы с корнями выдрать слово "Можно ?" из лексикона новых военнослужащих.
Так же и у следователей сталинской поры это был прием с корнями выдрать надежду на справедливость у вновь прибывших заключенных, совсем не обязательно они все становились здесь же обвиняемыми и уж тем более сразу осужденными.
Везде свои цели, но и то и другое именно проф. юмор, так он и воспринимался самими его произносящими.
Посмотрел в Вики - памятник Дзержинскому появился на Лубянской площади только в 58 году, уже после сталинской эры. Впрочем я не стремился дать точную цитату, писал примерно по памяти, о чем уже написал. Вы же вспомнили забавные вещи из советской эпохи связанный с Железным Феликсом. Я их не знал, спасибо.
То же самое касается помощи утопающему - сколько их таких героев утонуло вместе.
Как вы думаете, из кого состояли Львовское, Дрогобычское, Луцкое, Ковельское Гетто?
Из Львовской общины после войны осталось 300 человек. Но руководство общины расстреляли уже в 1946 году за то, что они переправляли еврейских сирот в Израиль через Польшу.
Кроме того, советские пограничники точно так же не пускали еврейских беженцев из Германии и оккупированной Польши в ССР, как и британские и американские.
Более того, 30% депортированных с захваченных в 1939 году территорий были евреями.
Это важная и, к сожалению, очень современная история.
История повторяется и я думаю, во многом благодаря опыту и усилиям таких людей как герой данного фильма, в Британии в 2022 году была очень быстро принята программа Homes for Ukraine.
Вместо того, чтобы разрешить приезжать всем скопом и потом селить людей в бараках и ангарах в чистом поле, было предложено сначала найти хоста, чтобы было где жить. Далее проверили, что у этого спонсора не только доброе намерение, но и жилищные условия позволяют принять гостей.
Очень разумно, на мой взгляд.
И британское правительство продолжает оказывать поддержку украинцам, например, рассматривает наших молодых ребят как home student с соответствующей оплатой за университет, выплачивает помощь, если ты уехал от спонсора и снимаешь жилье самостоятельно.
Я знакома с несколькими случаями «простых» беженцев, да это было прекрасно в первые месяцы, когда людям надо было просто убежать. А потом все далеко не так радужно. И еще посмотрим, что будет когда закончатся 36 месяцев.
не жалуется
Я тогда подумал:
"Если бы маленький Пу оказался бы под бомбами в блокадном Ленинграде, может быть в него бы тоже что-то запало в душу и он ни под каким видом не стал бы бомбить Харьков"
Но увы, по возрвсту не вышел и ни хрена в него, кроме "пацан сказал" из его детсва не запало...
Он убежденный маоист, такой же глуповатый и властолюбивый садист, как и учитель.
Я конечно репрессии в политических партиях не проводил, опыта такого не было. Но я уверен, что из тех кого репрессируют многие реально того заслуживают. Наверняка там хватает саботажников, провокаторов и подстрекателей. И наверняка у любого лидера проводящего репрессии есть к тому свои причины.
Знаете, чем репрессии отличаются от обычного административного или уголовного преследования? В отличие от последнего, применяемого к конкретным людям из-за их конкретных действий, репрессии — это преследование неопределённой группы лиц по общим признакам (политическим, этническим, религиозным).
Вы же сами в своём примере говорите об увольнении конкретных работников, которые не тянули, были балластом. Т.е. из-за их личных качеств. И вдруг — бац! Делаете вывод об оправданности репрессий. По-моему, у вас в этой теме какой-то винегрет в голове.
Восхищаются либеральными ценностями, иноагенты хреновы! Надо сплотиться и работать, а кто не может - не вписался в рынок.
Уйгурам и диссидентам он уже устроил, и это еще начало.
В СССР с 1917 на резне, чистках, войнах и голодаморах вырастало одно поколение пионеров за другим, и каждое все более отбитое и злобное.
Очень фильм хороший.
из Судетсткой области
Вообще-то Судетская область.
Заодно и Чехоловакию стоит исправить.