Рейтинг Кинопоиск: 7,2
Рейтинг Экслера: 7,0
- Режиссер:
- Ильдико Эньеди
Отзыв кота Бублика
'О теле и душе' же - пустое кино. В нём нет ничего. Вопрос, который преследует зрителя на протяжении фильмы - 'и что?'. События не двигаются, персонажи не меняются. Мысли, как положено артхаусу, нам почему-то не продвигаются. Никакой смысловой нагрузки картина не несёт. Когда проходит 1:10 хронометража, зрителя начинает клонить в сон. Прибавьте то, что фильм снимался только в помещениях, и никакой хорошей операторской работы нам не предлагают, и вы поймёте масштабы бедствия.
Морган Фриман
Эндре (Геза Морчани), мужчина за шестьдесят, работает директором скотобойни. Эндре давно в разводе с женой и в свободное от работы время предпочитает уединение: у него нет друзей, он по вечерам не отправляется куда-нибудь в бар пропустить стаканчик-другой, он просто сидит дома и смотрит телевизор. К тому же он "сухорукий" - у него не работает левая рука, и Эндре этого явно стесняется.
На это предприятие приходит новая сотрудница - специалист по качеству Мария (Александра Бобрей). Это тридцатипятилетняя женщина резко отличается от других работников скотобойни. Она как бы слегка "не от мира сего", ни с кем не сближается, не выносит никаких телесных контактов - даже мимолетных прикосновений. У нее феноменальная память, она никогда ничего не забывает, а почему она с такими способностями выбрала такую скучную и мало чем примечательную работу - неизвестно. Да еще и в этой работе она скрупулезнейшим образом следует соответствующим правилам и инструкциям, за что другие работники начинают ее тихо ненавидеть, потому что она портит им показатели.
В какой-то момент на скотобойне происходит небольшое происшествие: кто-то похитил флакон с бычьим возбудителем. Подозрение пало на молодого парня по имени Шандор (Эрвин Надь), который недавно сюда устроился, но уже завоевал репутацию бабника и ловеласа. Полиция провела небольшое расследование - впрочем, не особенно напрягаясь, так как никто не пострадал. Ничего обнаружить им не удалось, поэтому полиция, получив в дар от директора сумочку с отборной вырезкой, удалилась, посоветовав директору пригласить на завод психолога, чтобы тот мог обнаружить среди работников какие-то отклонения в поведении.
Психолог Клара (Река Тенки) стала проводить собеседования со всеми работниками предприятия, включая директора и специалистку по качеству, и при этом выяснилось, что Эндре и Мария видят совершенно одинаковые сны, в которых Эндре - олень, а Мария - олениха: они обычно пасутся в лесу в окрестностях небольшого озерца.
И, после того как это обнаружилось, Эндре и Мария постепенно начинают сближаться.
***
Режиссер Ильдико Эньеди не снимала полнометражные фильмы 18 лет. В ее первой картине "Мой XX век" снимался Олег Янковский, во второй картине "Волшебный стрелок" играл Александр Кайдановский. С 1999 года она поставила только две короткометражки и поработала над одним малоизвестным сериалом, но в 2017 году выпустила вот этот полнометражный фильм по собственному сценарию, и он сразу собрал немало наград, включая приз за лучшую женскую роль премии Европейской киноакадемии и аж четыре приза Берлинского кинофестиваля, включая главный приз "Золотой медведь". Причем интересно, что остальные три приза были от Международной федерации кинопрессы, эйкуменического жюри и газеты Berliner Morgenpost, а это, по сути, признание зрителей, а не критиков.
Однако награды фестивалей, даже самых престижных, далеко не всегда говорят о том, что награжденный фильм может понравиться обычным зрителям. Есть такая категория фильмов, которые вызывают восторги критиков, но зрителями встречаются довольно прохладно. Бывают даже случаи, когда смотришь какой-нибудь фильм, получивший целый ворох наград, и думаешь: но ведь это реальный отстой, как они ему могли вообще дать какую-то награду? (Яркий пример из этой серии - очень мной нелюбимый "Капитан Фантастик".)
Впрочем, здесь - несколько иная история. Это хороший фильм, который понравился и критикам, и зрителям: на IMDB у него высокая оценка, а ведь картина очень специфическая и чисто авторская.
О чем фильм "О теле и о душе"? Да вот именно - и о теле, и о душе. Об очень одиноких интравертах-социопатах, которым тем не менее нужно общение, но только с людьми, подобными им: такими же ранимыми и одинокими. Обычные люди их пугают, прикосновения других людей - пусть даже и в целях подбодрить - они не переносят, и даже когда находится поблизости человек с подобными проблемами, то им тем более крайне сложно сблизиться, тут должно произойти какое-то чудо. В этом фильме чудо происходит: им снятся одинаковые сны, а точнее - одни и те же сны, в которых они просто разные участники.
Что интересно, Геза Морчани, сыгравший Эндре, он вообще не актер! Морчани на самом деле является директором крупнейшего литературного издательства в Венгрии, он сам - драматург и переводчик (кстати, немало переводил русскую классику). Как Ильдико Эньеди его вообще привлекла к исполнению одной из главных ролей - доподлинно неизвестно, однако персонаж у Гезы получилась интересный: директор непростого производства, который должен рулить процессом и общаться с персоналом, неработающая левая рука и связанные с этим явные психологические проблемы (а у кого бы они не возникли?), явное желание держать серьезную дистанцию с другими людьми, одновременно он старается проявлять какое-то дружелюбие и общается с некоторыми подчиненными, при этом - звенящее одиночество и явное желание поставить крест на любых возможных взаимоотношениях, потому что это принесет только новые переживания и новую боль. Неброско, сдержанно, совсем на полутонах, но реально хорошо, и понятно, почему Ильдико его пригласила на данную роль: она это в нем все разглядела.
У актрисы Александры Борбей в этом фильме - конечно, заметно более яркая роль. Девушка с глазами испуганной лани (ну, или оленихи, если угодно), явные психологические проблемы (ее разговор с психологом - очень интересен), практически неспособность с кем-то контактировать, существование в каком-то своем, очень ограниченном мире, и при этом - история с одинаковыми снами высвечивает для нее этого мужчину, который, во-первых, в два раза ее старше, во-вторых, не сказать что сильно привлекательный, да еще и с серьезным физическим недостатком, но вот именно в нем она чувствует родственную душу, и именно с ним она пытается сблизиться. При этом она понимает, что если что-то пойдет не так, что-то не получится - она этого не переживет.
Чудесная роль, совершенно замечательная актерская работа, и я не соглашусь с теми критиками, которые пишут, что Александре в этом фильме достаточно было делать испуганный взгляд и больше ничего за этой ролью не стоит - это совершенно не так! Ее персонаж в фильме проходит различные психологические стадии, и Мария сильно меняется в процессе картины. Это действительно очень здорово сыграно, и это выдающаяся актерская работа!
Кстати, любопытный момент: актриса Александра Борбей в реальности - жена актера Эрвина Надя, который здесь сыграл небольшую роль Шандора - того самого бабника, который так не понравился Эндре (но он принял его на работу), и которого обвинили в похищении бычьего возбудителя.
Со второстепенными персонажами здесь есть всякие интересные эпизоды. Самая яркая из них - та сама дама-психолог Клара, которая опрашивает работников бойни. Река Тенки ее сыграла хорошо, и для нас тут главное - то, что именно она докопалась до некоей ментальной связи главных героев, несмотря на то, что она им временами задавала, мягко говоря, странные вопросы.
Также неплох директор по кадрам (Зольтан Шнайдер), с которым общается Эндре, ну и уборица Сари - пожилая женщина со следами бывшей красоты на лице: она по крайней мере один раз вышла на первый план, когда начала учить Марию нормально двигаться "свободной походкой от бедра" - это было классно!
Поставлено и снято это прямо-таки здорово. Фильм длинный, но ничуть, на мой взгляд, не нудный. Он просто созерцательный. Режиссер и оператор Мате Хербаи очень много работают над выстраиванием кадра, над тем, как они показывают героев фильма в случайных отражениях, во всяких нестандартных ситуациях и в моменты их сближения - и это сделано очень красиво и, скажем так, продуманно! То есть это не просто красивые картинки, а это отвечает поставленной постановщицей цели А уж сцены с оленями - они совершенно замечательные.
Какие-то критики пишут, что скотобойня и связанные с этим сцены (их довольно мало, но они есть) - это такой специальный эпатаж. Мне так не показалось. Наоборот, трудно было выбрать наименее подходящий антураж для демонстрации зарождающегося чувства между двумя настолько одинокими людьми, как скотобойня. И это специально было выбрано, и, на мой взгляд, оно сработало намного лучше (там можно долго обсуждать различные метафоры, приходящие на ум, но я это не буду делать), чем если бы главные герои встретились в оранжерее, где выращивают розы.
Очень хорошее авторское кино, отлично поставленное и здорово сыгранное. Оставило очень хорошее послевкусие, а это всегда - признак действительно хорошего фильма. Плюс как срыв стереотипа от мэйнстрима - просто здорово!
Официальный трейлер.
Зрелищность | 5- |
Актерская игра | 4 |
Режиссерская работа | 4+ |
Сценарий | 4 |
хорошее авторское кино
решайте сами
Я захотел проверить гипотезу что фильмы Александра Невского у тебя на последней странице рейтинга, а оказалось что они ближе к топу - www.exler.ru на 83 странице из 190. А почему? А потому что у 2/3 фильмов вообще нету рейтинга. Как так то?
А что "нет ничего"... Вот "Полковнику никто не пишет" я полагаю лучшей работой Маркеса, "Сто лет одиночества" рядом кажется просто графоманией на уровне "что вижу, о том пою". Но кто бы мне рассказзал, а о чём "Полковнику..." Ответ один - про жизнь.
Спасибо.
- И как это сделать?
- Нужно взять деревянную палочку и высунуть её в форточку. Потом посмотреть - если палочка мокрая, значит на улице дождь!
- Так ведь можно просто посмотреть в окно.
- Ну, или так...
Но есть нюансик; небольшой. Вот прошелестел тут рядом торнадо, да или просто гроза была. И сидишь ты, матерясь, глядя на сообщение, что интернет недоступен.
Или вообще электричество гавкнулось.
Я спокойно досмотрю фильм на лаптопе. Он - нет.
Кстати, по той же причине, не при Алексе будь сказано, в доме пять стеллажей бумажных книг. И три упаковки свечей.
Я мужик запасливый 😄
Мы с женой в дорогу (отдохнуть от местного быта) берём банальную флэшку на 64GB; обычно не нужна, местных впечатлений хватает, но если захотелось что посмотреть, так туда столько поместится - на неделю хватит.
Кто-нибудь, назовите современного приличного качества юа-писателя.
"Полковнику.." - гениально (кстати, повесть появилась как раз из "Сто лет..", мало кто уловил связь).
Многие хвалят Сепульведа; сам пока не пробовал.
...И вспомнил мой первый компьютер - АТ-386, за который я заплатил тысячу (тех!) долларов.
Т.е. ХТ у меня тоже был до того, но казённый. А тут - сам выиграл!
А 386 на ХТ и АТ уже не делились 😉 поправьте, если я ошибаюсь.
Юристом быть проще 😄
Такой пылесос я где-то в кино видел:
Основатель отеля Джон Астор установил небывалые по тем временам технические средства: телефон в каждой комнате, противопожарную сигнализацию, пневмопочту на каждом этаже. Одной из новинок было устройство “для удаления и очистки пыли” – прообраз современной системы центрального пылеудаления (встроенного пылесоса). Все горничные должны были во время уборки включать шланги в пневморозетки, размещенные по всему отелю.
Запомнил, что мы выиграли три компа на шестерых, нам, естественно, предложили самое дешёвое, я сказал - беру "машинку"! Немного доплатил, Саша Рубин за каждую копейку стоял насмерть; его можно понять - организатор!
Был, кажется, именно DX.
Два другие взяли себе Друзь и Прокофьева; остальным мы отдали деньги.
Боже, как молоды мы были...
Тут случайно натолкнулся на фильм "Лок"
Снято одним планом, из машины. Мне прям очень зашло. И ситуация нтересная.
PS это ни разу не боевик, как пишут. Но очень захватывает.
Учитывая, что это Венгрия, тут тоже есть опасения, что главные герои могут быть за орбанутанга - местного венгерского диктатора