Дуэлянты
27.04.2000 23808   Комментарии (0)

Фильм действительно исторический. Но не только из-за того, что речь в нем идет о наполеоновских временах. А потому что эта картина - режиссерский дебют Ридли Скотта. Режиссера, снявшего впоследствии (напоминаю, что "Дуэлянты" сняты в 1977 году, но у нас в лицензионном видео вышли только сейчас) "Тельма и Луиза", "Чужой", "Бегущий по лезвию бритвы", "Черный дождь" и недавно вышедшую "Солдат Джейн". >

В свое время эта картина получила приз каннского фестиваля в номинации "Лучший дебют". Врать не буду, для дебюта это снято отлично. Никак не скажешь, что это работа новичка. Особенно в части постановочной и операторской работы. Но лично у меня к фильму есть некоторые претензии, причем в основном - к сюжету (кстати, киносценарий написан по рассказу "Дуэль" Джозефа Конрада).

Центральная тема картины - дуэль (а точнее - дуэли) которая происходит между офицерами наполеоновской армии Армандом Хьюбертом (Кит Кэррэдайн) и Габриелем Феро (Харви Кайтел). Да-да, речь идет о тех самых знаменитых французских дуэлях, о которых написаны сотни, если не тысячи, рассказов, повестей и романов. В наполеоновские времена уже был не такой расцвет дуэлей, как при Короле-Солнце, но она по-прежнему оставалась практически единственным средством выяснения отношений.

В фильме рассказывается о том, как между Хьюбертом и Феро возникла смертельная вражда (точнее, вражда Феро к Хьюберту, но не наоборот), которая привела к тому, что эти два достойных человека (оба - блестящие офицеры, дослужившиеся до генералов) на протяжении аж тридцати лет при каждой встрече бились не на жизнь, а на смерть. Известно, что дуэль в те времена часто также служила поводом покрасоваться, так что противники редко доходили не то чтобы до смертельных случаев, но даже и до серьезных ранений, но в данном случае бой шел совершенно серьезно.

А началось все с ерунды. Хьюберту поручили арестовать Феро за то, что тот на очередной дуэли серьезно ранил племянника мэра того города, где квартировал полк. Хьюберт нашел Феро в каком-то салоне (под "салоном" в те времена подразумевалось нечто вроде клуба) и сообщил, что тот арестован (причем не во всеуслышание). Феро посчитал, что Хьюберт его унизил в глазах хозяйки салона, поэтому когда молодые люди пришли на квартиру к Феро, тот затеял с Хьюбертом дуэль. Причем дуэль на саблях, а не на рапирах. На той дуэли Хьюберт ранил Феро. В следующей же дуэли Феро ранил Хьюберта. Причем Хьюберт несколько раз предлагал Феро помириться, потому что никак не мог понять, чем вызвал такое ожесточение со стороны Феро, ведь он просто выполнял приказ, но Феро отказывается мириться и требует дуэлировать до тех пор, пока один из них не убьет другого.

Собственно, так и проходит весь фильм. Судьба их периодически сталкивает, и они все время дерутся. Даже жуткое зимнее отступление французов из Москвы, где они все чуть не погибли, не примирило их. Нет смысла раскрывать до конца сюжет и рассказывать о том, что произошло на самой последней их дуэли. Лучше поговорим о том, что хорошо и что плохо в этом фильме.

Снято это все, безусловно, просто мастерски. Очень хорошая режиссерская и операторская работа. Вполне понятно, почему фильм получил приз за "Лучший дебют", потому что по нему никогда не скажешь, что снимал дебютант. В картине виден почерк очень зрелого режиссера, обладающего своим собственным видением. Актерские работы - тоже хороши. Кайтел отлично играет французского офицера, у которого вопросы так называемой офицерской чести доходят до настоящего идиотизма. А Кэррэдайн наоборот - показывает весьма спокойного и выдержанного человека, который волею судеб вынужден много раз драться на смертельных поединках с офицером, к которому он вовсе не испытывает никаких недобрых чувств.

Что мне не понравилось? Не понравилась некоторая нединамичность и затянутость сюжета. Если бы не работа режиссера, фильм получился откровенно скучный. Ну, поссорились два офицера. Ну, один из них уперся, как баран, в результате чего ребята всю жизнь при встрече наскакивают друг на друга, как бойцовские петухи. Где мысль - спрашивает зритель. Что нам хотят сказать этим фильмом? А сказать хотят всего-навсего одно: многие очень серьезные проблемы в нашей жизни возникают именно из-за ерунды. Люди часто готовы простить друг другу самые жестокие оскорбления и унижения и не вспоминать об этом, но какие-то мелочи, которые не стоят и выеденного яйца, мстительно помнят долгие годы, если не всю жизнь.

"Дуэлянты" - это картина, которая начинает нравиться не сразу, а уже после просмотра фильма. Во время просмотра я даже заскучал, но до конца досмотрел, вынеся первоначальный вердикт - "скукотища". Но позже несколько раз вспоминал об этом фильме, и он мне нравился все больше и больше. Вообще-то - это признак хорошей картины, раз она оставила такое послевкусие. Я люблю фильмы, о которых потом вспоминаешь с удовольствием, даже если они не особенно нравятся во время просмотра. Кот Бублик (который всегда вместе со мной смотрит новые фильмы), впрочем, заснул где-то в самом начале фильма и даже выстрелы из пистолета (главные герои в последней дуэли уже стрелялись) его не разбудили. Позже я поинтересовался у Бублика - какое послевкусие у него оставил этот фильм, так Бублик заявил, что вполне приличное, потому что ему во время просмотра (точнее, просыпа) этого фильма приснилась очаровательная кошечка породы "Колор-поинт". Вот видите! Хоть и животное, а тоже оценило режиссерский дебют Ридли Скотта.

© 1998–2024 Alex Exler
27.04.2000
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4
Сценарий 3
Кратко о фильме:
скучновато, но снято хорошо
Нужно ли смотреть:
можно
Комментарии 0