Донни Браско
23.02.2001 33011   Комментарии (2)

- Что означает фраза "Забудь об этом"?
- Забудь об этом.

Честно говоря, я как-то даже немного опасался смотреть очередной гангстерский фильм с Аль Пачино, потому что после "Крестного отца", "Пути Карлито" и "Лица со шрамом" трудно себе было представить, что нового великий Аль Пачино может внести в образ мафиози, который он уже и так, вроде бы, изучил вдоль и поперек во время предыдущих актерских работ.>

Однако Аль Пачино в очередной раз доказал, что его актерский талант поистине безграничен, потому что образ Лефти Руджиеро коренным образом отличается от образов Майкла Корлеоне, Карлито и Тони Монтаны. Впрочем, давайте сначала о сюжете...

Джо Пистоне (Джонни Депп) - агент ФБР. Он получает задание внедриться в одну из преступных группировок Бруклина, чтобы собрать информацию о готовящихся преступлениях. По легенде Джо теперь зовут Донни Браско, и он - специалист по драгоценностям. Начав общаться с мафиози, Джо себя ведет вполне "по понятиям", так что преступники потихоньку начинают принимать его в свой круг. Кроме того, Джо очень приглянулся стареющему "лейтенанту" мафии Лефти Руджиеро (Аль Пачино), которому очень нужен молодой напарник, и Лефти поручается за Донни Браско перед мафией. Поручается - это значит, что если Джо окажется предателем или трусом, Лефти убьют. Обычный закон круговой поруки: человек не может сам собой попасть в преступное сообщество, а его кто-то обязательно должен порекомендовать, взяв на себя ответственность за поведение этого человека. Но зато теперь Джо допускают практически ко всем секретам

Лефти очень привязывается к Донни Браско. Он уже очень немолод, но высоких преступных чинов так и не достиг, оставаясь всю жизнь на положении "лейтенанта", который имеет больше начальников, чем подчиненных, и на долю которого обычно выпадает самая грязная работа. Однако он прожил достаточно долго для мафиози (эти ребята, что называется, "живут быстро", поэтому редко дотягивают до подобного возраста), так что Лефти накопил немалый запас мудрости и определенных правил поведения, которые позволяют хотя бы выжить, если уж не получается достичь высоких постов. Кроме того, единственный сын Лефти - законченный наркоман, поэтому Лефти относится к Донни Браско скорее как к сыну, нежели как к напарнику.

Благодаря помощи Лефти, Джо узнает почти обо всех преступлениях, затеваемых этой мафиозной группировкой, так что он дает ФБР практически бесценную информацию. Однако сам Джо постоянно испытывает серьезные психологические проблемы. И дело не только в том, что он должен на время забыть свое настоящее "я" и превратиться в Донни Браско, а также не в том, что он почти не имеет возможности видеться со своей женой Мэгги (Энн Хейч) и тремя маленькими дочками...

Основная психологическая проблема, которая мучает Джо, заключается в том, что Джо на самом деле превращается в Донни Браско - мафиози, бандита и преступника. Он действительно начинает жить по кодексу мафии, убивает людей, совершает грабежи, помогает расчленять и прятать трупы. В определенном смысле он даже начинает получать от этого удовольствие, - настолько плотно Джо вжился в образ Донни Браско. Но главное - он тоже привязывается к Лефти, и его все больше и больше гнетет мысль, что именно он - Джо - должен "заложить" всю эту группировку, после чего Лефти немедленно убьют, потому что тот за него поручился. Но вариантов выбора у Джо нет никаких. Он обязан "сдать" всю эту группировку ФБР, точнее, он и так их постоянно "сдает" в каждом своем регулярном сообщении... 

*** 

Как я уже говорил, Аль Пачино сумел найти совершенно новый психологический тип для своего героя. Лефти Рутгейро совершенно не похож на холодного, очень умного и жестокого Майкла Корлеоне, но также никак не похож на целеустремленного и "взрывоопасного" психопата-убийцу Тони Монтана. Поначалу, если честно, я даже немного был разочарован, когда понял, что Лефти - вовсе не "крестный отец" и даже не один из руководителей, а просто "шестерка", который непонятно какими путями дожил до такого преклонного (для мафиози) возраста. Но потом, глядя на то, как тонко, ярко, точно и достоверно Аль Пачино играет эту роль, я только лишний раз порадовался тому, что вижу не престарелого Майкла Корлеоне и не чудом выжившего Тони Монтану.

Если в своих ранних ролях Аль Пачино играл очень бурно, а иногда просто неистово, то в "Донни Браско" он показывает уже совершенно другой тип актерской игры, который характеризуется большой сдержанностью в жестах, отсутствием крика и громогласных фраз. Однако в этом фильме Аль Пачино ухитряется буквально одним взглядом или скупым жестом создать огромное психологическое напряжение.

Добрых слов заслуживает и Джонни Депп. Правда, к нему критика отнеслась очень по-разному. Некоторые критики считают, что Депп сыграл весьма средненько, и что интеллектуальные роли в фильмах независимых режиссеров ему удаются лучше, но кто-то вообще заявил, что Депп в этой картине играет значительно сильнее Аль Пачино. Я не согласен ни с теми, ни с другими. Аль Пачино, на мой взгляд, затмить просто невозможно, тем более, что в этом фильме он открыл новую грань своего актерского таланта, однако Джонни Депп сыграл очень хорошо, и они с Аль Пачино составили просто блестящий актерский ансамбль.

Депп очень достоверно показал, как его засасывает эта мафиозная среда, как ему все сложнее и сложнее жить с мыслью, что очень скоро по его вине убьют человека, который его считает за сына и поручился за него своей жизнью. Отдельных слов заслуживают эпизоды взаимоотношений героя Деппа с женой Мэгги: если поначалу, когда Джо урывками приезжает домой повидаться, Мэгги видит своего любящего мужа Джо, то со временем она с ужасом замечает, что к ней приезжает уже не Джо, а бандит Донни Браско, для которого их дом превратился в укрытие, в логово.

Еще радует тот факт, что в картине очень достоверно выглядит мафия. Это уже не гении преступного мира, типа дона Вито или дона Майкла, и не крутейшие мафиози, вроде наркобаронов из "Человек со шрамом"... Мафия в "Донни Браско" - это мелкая преступная группировка, которая занимается обычным рэкетом, шантажом и вымогательствами. Они - только звенья в цепи организованной преступности, поэтому даже главарь этой шайки (очень неплохая роль Майкла Мэдсена) озабочен только одним: как бы вышибить из мелких торговцев побольше денег, чтобы отправить их своим боссам, потому что если денег будет мало, главаря тоже довольно быстро отправят на тот свет.

Впрочем, этой достоверности есть свое четкое объяснение. Дело в том, что фильм "Донни Браско" поставлен по реальным событиям, а Джо Пистоне - реальное имя агента ФБР Джозефа Д. Пистоне, который изложил свою историю в книге "Донни Браско: моя подпольная жизнь в мафии". Причем, в отличие от других фильмов снятых "по реальным событиям", эта картина выглядит очень достоверной. Если еще при этом вспомнить, что Ньюэлл известен как режиссер очень милой романтической комедии "Четыре свадьбы и одни похороны", которая, что называется, совсем "из другой оперы", остается только порадоваться широте его режиссерских возможностей.

Резюмирую. Очень хороший фильм, который по совокупности составляющих - сценарий, режиссерская и актерские работы - далеко выходит за рамки просто хорошего фильма. Он должен понравиться всем: и любителям фильмов действия, и поклонникам психологических триллеров, и тем, кто особенно ценит хорошие актерские работы. Свои роли Аль Пачино и Джонни Депп исполнили просто блестяще. Редко можно встретить настолько гармоничный актерский ансамбль.

© 1998–2024 Alex Exler
23.02.2001
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 5+
Режиссерская работа 5
Сценарий 4+
Кратко о фильме:
хороший фильм
Нужно ли смотреть:
да
Комментарии 2

А мне фильм показался немного затянутым и нудноватым. И каким-то голливудовским. Не удержались от соплей, как обычно. Пачино сыграл хорошо, одна из немногих ролей, скажем так, позднего Аль Пачино, которая мне понравилась. Джони Депп, как по мне, не очень. Хотя, мне кажется, там больше, недоработки сценария, согласен с предыдущим оратором:) В общем, какого-то цельной картины превращения Донни в мафиози я в фильме не увидел.


13.09.11 19:16
0 0

Фильм конечно же понравился, но сложилось такое ощущение, что первая часть картины излишне затянута, а Депп, который отлично передал как Браско постепенно становится больше чем самого Джо, то ли не в полной мере, то ли не слишком ярко показал все более сильную пивязанности к Лефти. Но Донни вообще роль крайне сложная - надо одновременно классно отрабатывать обе линии, так что претензии, возможно, чрезмерны. Аль Пачино порадовал крайне нестандартным образом. Бесспорно лучшая роль картины.
04.05.11 19:15
0 0