Бёрдмэн / Birdman
12.02.2015 34639   Комментарии (31)
8,0
Рейтинг IMDB: 8,2
Рейтинг Экслера: 8,0
Бюджет: $18 млн.  Сборы по миру:  $69 млн
Fly, Birdman, fly!
Песня кота Бублика
Кровавые подмостки.
Восхищенный отзыв кота Бублика

Ригган Томпсон (Майкл Китон) когда-то давно сыграл персонажа кинокомикса по имени Бёрдмэн. Ну, знаете, мрачный Дотком-сити, зловещий Валет, устраивающий в городе террор, и непонятно откуда взявшийся гордый Бёрдмэн, который летает туда-сюда, спасает людей и вступает в открытое противодействие с Валетом не без помощи Пиковой Дамы. 

Фильм вызвал фурор, заработал миллионы, было снято два продолжения, а Ригган в памяти народной навсегда остался легендарным Бёрдмэном: гордой человекоптицей, которая любому негодяю какнет на голову так быстро, что даже твиттер чирикнуть не успеет. 

Прошли годы. Ригган давно вышел в тираж: ему не предлагают роли главных героев, а сниматься во всяких камео он считает ниже своего достоинства. 

Но есть у него одна мечта: Ригган хочет добиться успеха на бродвейских театральных подмостках. Доказать этим чертовым нью-йоркским снобам, которые его всегда ни в грош не ставили, что он - серьезный актер. 

Ригган собирает остатки денег (когда зарабатываешь миллионы, спустить их черт знает на что очень легко) и вкладывается в театральную постановку, где он является автором сценария (современная переработка старой пьесы), режиссером и исполнителем главной роли. 

В паре с ним играют две актрисы-дебютантки - Лесли (Наоми Уоттс) и Лаура (Андреа Райзборо), также нужен еще один актер на мужскую роль. Друг, продюсер и агент Риггана Джейк (Зак Галифианакис) нашел актера, но он резко не нравится Томпсону. В конце концов актер за день до первого предварительного показа получает травму свалившимся театральным прожектором, и перед труппой встает вопрос поиска нового актера на эту роль. 

И тут Лесли предлагает Майка Шайнера (Эдвард Нортон) - подающего большие надежды театрального актера. Дело в том, что Лесли с ним спит. А Майк сам высказывал заинтересованность в данной постановке. Майку придется заплатить в четыре раза больше, чем они платили предыдущему актеру, но тот был бездарностью, а Майк - это Майк. 

Репетиция прошла очень успешно - Майк знает сценарий назубок и готов играть, Ригган в восторге. Однако во время первого предпоказа Майк напился прямо на сцене и сорвал спекталь. И тут Ригган понимает, что путь к славе будет еще более тернист, чем он думал. Потому что совладать с Майком почти невозможно, а заменить его совершенно некем. 

***

Крайне интересный и необычный кинопроект, о котором я много слышал после того, как он вышел в прокат. Поставил картину Алехандро Гонсалес Иньярриту - режиссер мексиканского происхождения, первый же фильм которого, "Сука любовь", вызвал большой интерес и зрителей, и критиков. 

После этого Иньярриту снял очень хороший фильм "21 грамм", в котором уже играли известные актеры Шон Пенн, Наоми Уоттс и Бенисио Дель Торо. 

В 2006 году режиссер выпустил фильм "Вавилон", в котором было занято много хороших актеров. Фильм также был очень достойный, но, на мой взгляд, несколько по-голливудски манипулятивный, как будто Иньярриту под воздействием Голливуда потерял некоторую часть своей самобытности и оригинальности. 

В 2009 году Иньярриту представил новый фильм "Бьютифул", производства Мексика - Испания (я его еще не видел, но надо посмотреть) с Хавьером Бардемом, и вот теперь - "Бёрдмэн".

Первые четыре фильма этого режиссера хотя стилистически очень разные, но тем не менее четко связаны общей линией смерти.

Новый фильм также снят в совершенно новом для Иньярриту стиле (похоже, это его фирменный стиль - каждый фильм в новом стиле), и тут тоже определенным образом исследуется тема смерти.

В "Бёрдмэне" показывается история создания театральной постановки на Бродвее. Картина снята в псевдодокументальной манере и, по сути, представляет собой спектакль: действие, за редкими исключениями, происходит в помещениях театра на Бродвее.

Причем еще эта псевдодокументальность снята очень искусно: кажется, что камера следует за персонажами по комнатам и коридорам в реальном времени, причем монтажные склейки тут почти незаметны - возникает эдакий эффект вовлеченности в действие. 

Поначалу мне казалось, что этот фильм снят в духе "Безумных подмостков" с Майклом Кейном (если вдруг его не смотрели, обязательно посмотрите: прелестная театральная комедия).

Однако довольно быстро выяснилось, что Иньярриту здесь четко следует по пути постоянного обрезания сюжетных линий в тот момент, когда кажется, что зрителям уже отлично понятно, как будут развиваться события.

Когда появляется Майк Шайнер и начинает очень ярко играть в паре с Ригганом, а потом конкретно дурит по полной программе, кажется, что фильм будет о нем - о гениальном, но совершенно непредсказуемом актере, который может вытянуть провальный спектакль. Но это совершенно не так: отработав определенную часть фильма с Майком, режиссер тут же фактически выводит его с переднего плана.

Когда у Майка намечается светлое чувство с дочкой Риггана, тоже кажется, что этому будет уделено значительное экранное время, - ан нет, там все будет интереснее.

Когда Ригган устраивает пьяный взрыв эмоций злющей театральной критикессе Табите (кстати, ее играет Линдси Дункан), кажется, что тетка сейчас растает и полюбит этого выскочку (каким она его считает) всем сердцем, - ан нет, и этого штампа здесь не будет. Здесь все не так, как ожидается.

И вроде, несмотря на то что это вовсе не детектив и не остросюжетный фильм, повороты сюжета здесь не слишком ожидаемы и картина получилась совершенно оригинальной и непредсказуемой.

Так вот, в центре повествования здесь все-таки сам Ригган: бывшая знаменитость, профукавший все, что у него было, - от денег до семьи, который пытается утвердиться на конкретно чужом для себя поле - театральной сцене.

Наверняка Иньярриту выбрал именно Майкла Китона для того, чтобы еще более усилить эффект жизненности происходящего. Китон, так же как и главный герой, -  первый и второй Бэтмен (Бэтмен, Бёрдмэн - мышка одного полета). Так же как и главный герой, Китон после роли Бэтмена никакими заметными ролями не отметился. (Хотя, замечу, принял участие примерно в сорока фильмах и сериалах, но в основном на эпизодических ролях.) Ну и, так же как и главный герой, Китон разведен с женой и у него один ребенок. 

В результате получается, что это бывший Бэтмен, мало что добившийся после легендарных фильмов об этом супергерое, что-то пытается доказать высоколобой публике и одновременно разбирается во взаимоотношениях с женой, дочкой, любовницей и актерской труппой. Ему это нужно, чтобы ощущать себя живым, в противном случае ему уже больше нечего делать на этом свете. 

Так вот, Майкл Китон сыграл своего Риггана просто блестяще. Честно, без прикрас и не только с отличной самоиронией, но и временами буквально на обнаженном нерве, как исповедь. 

Я поначалу думал, что Китона переиграет Нортон, - ан нет, именно Китон - главный герой этого фильма, и он сыграл так здорово, что я этого даже не мог предположить. 

Нортон тут тоже очень и очень хорош. А он - будучи одним из лучших современных американских актеров - очень неровен. Если Нортону нравится проект, то он выкладывается так, что просто волосы дыбом. Но если играет только потому, что связан контрактом, или же ему просто что-то не нравится - Эдвард временами играет так, что буквально позорит профессию: откровенно саботирует. Ну не нравится тебе проект - так не играй, а появляться в кадре и ничего не делать - на черта? 

Здесь с Нортоном все в порядке. В нескольких эпизодах он выдает высочайший класс, однако потом уходит на второй план - все-таки тут не он главный герой. 

Зак Галифианакис отлично сыграл друга и продюсера Риггана - Джейка. Эпизодов у него немного, но в каждом из них Зак смотрелся отлично. Я все жду, когда он перестанет сниматься в тупеньких комедиях (там он, кстати, тоже смешной) и найдет себе что-нибудь помощнее - он явно способен на большее, чем тупенькие комедии. 

Ну и понравилась Эмма Стоун, сыгравшая находящуюся на реабилитации дочку Риггана. Сцена, где она после косячка высказывает папе все, что о нем думает, очень сильная. 

Отличный фильм, очень оригинальный, замечательно поставленный, интересно и нешаблонно снятый, прекрасно сыгранный. Ни одного традиционного штампа, а при аскетичности постановки очень захватывает и не отпускает до самого конца, тем более что дальнейшие события там угадать вряд ли у кого-то получится. 

Иньярриту освоил новый для себя жанр - у него это получилось блестяще. 

Ну и высоколобая публика (читай - критика) фильм приняла просто с восторгом - оно есть за что. 139 наград и 172 номинации, включая 9 номинаций на "Оскар", 7 номинаций на "Золотой глобус", из которых две победы (Китон - лучший актер, лучший сценарий), ну и так далее. 

© 1998–2024 Alex Exler
12.02.2015
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4+
Актерская игра 5
Режиссерская работа 5
Сценарий 5
Кратко о фильме:
отлично
Нужно ли смотреть:
да
Комментарии 31

Фильм актуален. Многие из нас были своего рода Бердманами. 😄
09.08.16 18:05
0 0

Алекс, а "Разрисованную вуаль" с Нортоном и Уоттс смотрели?
13.03.16 17:30
0 0

Действительно отличный фильм. Прекрасно и необычно снят, хорошая игра актеров, тема выбрана очень интересная. Но финал по-моему совершенно сливной. Ах, Бердмэн взлетел, как красиво! Дурацкая красота, красота ради красоты. Тема самоубийства за уши притянута, герой конечно иногда производит впечатление психопата, но на суицидника похож не очень. Всё бы хорошо, но концовка расстроила.
28.02.15 03:01
0 0

Господа, а "бёрдман" это типа намёк на бетмена чтоли?
13.02.15 13:30
0 0

Andrey_N:
Господа, а "бёрдман" это типа намёк на бетмена чтоли?


Холмс! Но как?!!
13.02.15 13:39
0 0

Я думаю, в фильме имеется и некоторый религиозный аспект. Не обязательно христианский, но есть какая-то тема вины и искупления. Вся фигня, в которой он всю жизнь снимался, дуря головы миллионов наивных людей и сколачивая бешеные бабки, полный пофигизм по отношению к семье и абсолютный эгоцентризм, отсутствие внимания к дочери, которая в итоге стала забившей на все наркошей спессимистическим взглядом на жизнь — это грех, который он должен искупить совершенно не близкой ему театральной работой, но искупление это дается ой как тяжко, со всеми унижениями и нелепицами.

Внимание, СПОЙЛЕР! В общей сложности, герой пытался покончить с собой 3 раза (рассказ о помешавших это сделать медузах; крыша дома, где какой-то мужичок [ангел?] не дал ему этого сделать, ибо не настал еще час; финальный эпизод со сценой, где трагедия превратилась в фарс). И только в конце ему даруется освобождение, и здесь, слава Богу, Иньярриту решил показать это не в лоб, а с эдаким символистским шиком, что ему удалось, на мой взгляд. Молодец, что тут скажешь...
13.02.15 10:50
0 0

Алекс, монтажные склейки неспециалисту незаметны не практически, а вообще 😉
Монтаж в классическом понимании был только на финале чуть-чуть. На самом деле, склеек там сотни, но они искусно замаскированы под безшовность. Это, кстати, временами злило, потому что режиссер сам себя загнал в однокадровое ложе и выскакивал почти из каждой сцены одним и тем же приёмом через внезапно забежавшего кого-нибудь. Да, это замечательно и с любовью сделанный профессиональный продукт, постановка, игра, находки, монтаж, всё просто великолепно. Но я всё время не мог отделаться от мысли, а зачем всё это сделано так? Вот Сокуров, например, честно снимал одним кадром два часа, а тут не один кадр, а иммитация. Да, тут всё гораздо сложнее, но зачем один кадр?
Про недпредсказуемость сюжета не соглашусь, мне почему-то практически всё удалось предугадать в процессе посмотра, а ведь всё по Чехову: в первом акте ружьё висит, в последнем стреляет. Но самый-самый финал -- моё почтение, концептуально и небанально. Кстати, не зря с Гравитацией сравнивают, тоже очень качественно сделанная, но пустышка. Ну, там ещё с главной героиней не повезло и графики побольше (видимо, на сценарий совсем не хватило и его дописали американские дошкольники, как у Феллона 😉
egi
12.02.15 22:41
0 0

egi: Но самый-самый финал -- моё почтение, концептуально и небанально.

ЩИТО?! Я может что-то пропустил? Это где дочка смотрит в небо на воспарившего папу? Это небанально?? Ну вы даёте..
Если б там было хоть на грамм самоиронии, то возможно, но это ж не для Иньяритту..
Вообще конечно, очень претенциозное кино. Причём, работа оператора, без преувеличения, гениальна. Актёры - великолепны, музыка - отличная.
Но всё вместе.. Ну не знаю, за счёт вышеперечисленного, хорошо, конечно, но..
19.02.15 10:50
0 1

egi: Кстати, не зря с Гравитацией сравнивают, тоже очень качественно сделанная, но пустышка. Ну, там ещё с главной героиней не повезло

Меня аж трисёт
13.02.15 08:06
0 0

Вот здесь еще интересная информация про съемки, впечатляющая работа была проделана:

Все секреты "Бёрдмэна" http://www.startfilm.ru/news/main/7776/
12.02.15 17:09
0 0

Я только не понял как фильм закончился, он в конце самоубился или нет?
12.02.15 16:45
0 0

vitaliy stavash:
Я только не понял как фильм закончился, он в конце самоубился или нет?


Всё там в конце просто, раньше были Бог, сын божий и святой дух, а теперь Бог, сын божий, святой дух и Бёрдмэн.
12.02.15 18:23
0 0

"Пращи и стрелы", ещё раз. Минимум раз в год пересматриваю. Бесподобный сериал.
12.02.15 16:39
0 0

Прогулка Китона в трусах по Бродвею уже вошла в исорию киноискусства))

Кстати, там была интересная задумка про финал с Джонни Д, но не срослось, вообще меня это удивило, ибо Депп на такие фишки как правило соглашается.


12.02.15 15:08
0 0

Здесь интересная заметка про то, как снимали сцену на Таймс-сквер (англ).
12.02.15 12:07
0 0

Посмотрел, стал болеть за этот фильм на Оскаре. Потому посмотрел "Вселенную Стивена Хокинга", там Редмейн выдал такое, что я теперь болею за него. Он его заработал на 100%
12.02.15 11:44
0 0

Алекс, посмотрите с каким видом Майкл Китон и Джимми Фаллон разыгрывают сцены написаные детьми


12.02.15 11:43
0 0

M73568:
Алекс, посмотрите с каким видом Майкл Китон и Джимми Фаллон разыгрывают сцены написаные детьми




Если диалоги в самом деле написали дети, многим сценаристам надо у них поучиться!
12.02.15 22:17
0 0

а к нам в город даже не привезли 😒((
12.02.15 10:13
0 0

arrow: а к нам в город даже не привезли ((

Фильм камерный, спокойно можно смотреть дома.
12.02.15 10:49
0 0

Репетиция прошла очень успешно - Майка знает сценарий назубок

Алекс, поправь падеж в Майке.
12.02.15 10:05
0 0

Strazh : Поправил, спасибо.
12.02.15 10:49
0 0

Еще бы отметил отличную музыку в фильме. Эти джазовые барабаны создают прекрасную атмосферу.
12.02.15 09:48
0 1

KLINDUK:
Еще бы отметил отличную музыку в фильме. Эти джазовые барабаны создают прекрасную атмосферу.


Полностью согласен.
12.02.15 10:48
0 0